«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 12

«Салическая правда» различает свободных, несвободных и полусвободных. Только свободные обладали личной правоспособностью, которая по древнегерманскому обычаю приобреталась с момента присвоения имени и освящения водой. Раб был лишён всяких прав и в «Салической правде» рассматривался как вещь. В отношении участи раба единственным критерием является экономический интерес его владельца. Кража раба каралась наравне с кражей коня или скота, убийство свободного чужим рабом трактовалось в законе наряду с убийством чужим животным. Владелец был обязан к уплате виры, но он мог освободиться от уплаты виры выдачей раба или животного родственникам убитого. Хотя законом установлена смертная казнь и телесные наказания для рабов, рабовладельцу предоставлялось право выкупить своего раба. В процессе против раба, подозреваемого в краже, мера ударов определялась в согласии с интересами владельца этого раба; потерпевшая сторона в случае намерения пытать раба сверх установленной нормы должна была внести залог. Только рабы подвергались пыткам, и только они одни наказывались избиением или увечьем; если раб не был в состоянии уплатить штраф в шесть солидов, он кастрировался; в тех случаях, когда свободный наказывался штрафом в 45 солидов, к рабу применялась смертная казнь. По «Салической правде», у раба отсутствовали правоспособность и дееспособность на суде, владелец был обязан действовать за него, не было процесса против раба, а лишь против его владельца. Особую категорию рабов с повышенным вергельдом за их убийство и кражу (до 85 солидов против обычного вергельда раба в 30–35 солидов) представляли собой ремесленники и квалифицированные работники – виноградари, кузнецы, плотники, конюхи, а также челядь. Рабство приобреталось военным пленом, рождением от несвободного, брачным союзом свободного и рабыни или свободной женщины и раба, а также порабощением, в том числе в результате злостной неявки в суд. Раб мог приобрести свободу только актом отпуска на волю. «Салическая правда» знает единственную форму отпуска на волю – так называемое освобождение через денарий перед королём (в главе II капитулярия «Capitula legis Salicae» упоминается и отпуск на волю частным образом). При форме отпуска на волю, согласно «Салической правде», центр тяжести лежал в содействии короля, а потому она очень скоро распространилась от франков на всю империю. Отпуск на волю через денарий производился не самим владельцем, а посредством доверенного лица; это делалось, как полагают исследователи, затем, чтобы дополнительно продемонстрировать освобождение отпускаемого. Исследователям неизвестно, получал ли вольноотпущенник отпуском на волю через денарий перед королём статус свободного франка, но исследователи установили, что раб достигал этим актом, по крайней мере, правового положения лита. Капитулярий V устанавливал, что вергельд за убитого вольноотпущенника составлял 100 солидов против 200 солидов за убийство свободного; в случае, если свободный соучаствовал в преступлении с вольноотпущенником, он уплачивал такой же штраф в 15 солидов, как и в случае, если бы он действовал совместно с рабом. Полусвободные литы представляли собой сословие зависимых крестьян. Лит, помимо возложенных на его земельный участок обязательств, был обязан к уплате владельцу земли личной подати и к выполнению барщины.

 



 
PR-CY.ru