РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 12

Официальный ежегодник Святого престола подразделяет монашествующих на шесть категорий: монашествующее (чёрное) духовенство, в частности, премонстранты; монашеские ордена, объединяющие мужчин или женщин, принесших торжественный обет и живущих в монастырях под управлением одного из монахов, например, бенедиктинцы; нищенствующие ордена, община которых не может владеть собственностью, за исключением некоторых видов, указанных уставом, например, францисканцы и доминиканцы; священнические конгрегации, или общества священников, такие, как ораторианцы, члены конгрегации св. Сульпиция; религиозные институты, или конгрегации из мирян, такие, как братства христианских школ, состоящие из лиц, преследующих просветительские цели и не принимавших посвящения; светские институты, официально признанные после 1947 г., члены которых не изменяют своего социального статуса и светской профессии. Второй Ватиканский собор выразил пожелание обновления монашеской жизни в духе приспособления её к современным условиям (изменение костюма, помещений и образа жизни). Школы и больницы по большей части были оставлены ради новых задач – проповеди Евангелия среди рабочих и развития человека в мире, где груз экономических и социальных проблем приводит его к глубокому разочарованию. Женские монашеские ордена намерены сохранить верность евангельскому учению. Монахини из монастырей возвращаются к духовным основам веры и получают превосходное общее и теологическое образование. Внешней отличительной чертой монашествующих является монашеское одеяние. Как мужское, так и женское, оно означает принадлежность к сообществу, разделяющему единый идеал жизни. Это одеяние – внешний символ духовной деятельности, видимый знак ухода из светского мира. Его формы определяются уставом ордена. Бенедиктинцы носят чёрную рясу с капюшоном; францисканцы – рясу из грубой коричневой ткани с капюшоном, подвязанную белой верёвкой с тремя узлами, символизирующими три обета: послушания, бедности и целомудрия (отсюда их второе название «Кордильеры», от фр. «cordelier», верёвка с узлами для лазания). Коричневый цвет – знак смирения и бедности. Доминиканцы носят белую рясу, а поверх неё чёрный плащ с капюшоном. Кармелиты – грубую рясу и коричневый балахон, чёрное покрывало на голове и белый плащ. Своё историческое бытие в течение уже двух тысяч лет церковь ведёт в форме религиозного общества, обряды и таинства которого являются средством достижения Божьей благодати, связывают верующих в особую иерархическую структуру. На этом основана церковная дисциплина, покоящаяся на внутреннем законодательстве – каноническом праве. Католицизм отличается обязанностью членов церкви повиноваться учению пап и епископов в вопросах веры и признанием церковной иерархии, состоящей из священнослужителей, наделённых благодатью священства. Одно из основных отличий католической церкви составляет также почитание Девы Марии и святых. До конца античной эпохи папы размещались в Риме, в Латеранском квартале, близ епископального кафедрального собора; они покидали Рим лишь дважды, в 1309 и 1376 гг., когда папа Климент V (1305–1314 гг.) обосновался в Авиньоне. На протяжении Средних веков папы приобретали собственные владения (официальное название – патримония Святого Петра), составившие ядро папского государства, над которым они осуществляли светскую власть. Ликвидированное в эпоху Французской революции и в период правления Наполеона I, папское государство было восстановлено в 1814 г. и окончательно уничтожено в период объединения Италии. 13 мая 1871 г., после оккупации Рима войсками итальянского короля, папа Пий IX (1846–1878 гг.) затворился в квартале Ватикан и объявил себя «ватиканским узником». Отношения между папским престолом и итальянским государством нормализовались только в 1929 г., когда папа Пий XI (1922–1939 гг.) и Муссолини подписали Латеранские соглашения, в соответствии с которыми было образовано государство Ватикан, являющееся гарантом независимости центра католической церкви от светских властей.

 



 
PR-CY.ru