Словарь по христианству П ПОЛИКАРП

ПОЛИКАРП

ПОЛИКАРП – епископ Иерусалимской православной церкви, Патриарх Иерусалимский и всей Палестины с 22 ноября 1808 г. по 15 января 1827 г. До патриаршества был митрополитом Вифлеемским. 22 ноября 1808 г. скончался патриарх Анфим (1788–1808 гг.), и в тот же день в Константинополе при участии Священного Синода Константинопольского патриархата и представителей Иерусалимской церкви состоялось избрание Поликарпа на патриарший престол. На протяжении всего времени своего патриаршества Поликарп жил в Константинополе и отсюда управлял вверенной ему церковью. Масштабное строительство в начале XIX в. (особенно восстановление в 1809/1810 гг. сгоревшего храма Гроба Господня), перебои с поступлением доходов от имущества патриархата в Дунайских княжествах, беспорядочное финансовое управление, а главное – османские гонения на православных после начала Греческого восстания 1821 г. привели к полному разорению патриархата, не способного расплатиться с огромным долгом. Скончался Поликарп 15 января 1827 г. в Константинополе. После его смерти из-за огромного долга в 18 млн. пиастров, образовавшегося в патриархате, среди высшего греческого клира не оказалось желающих занять Иерусалимский престол. На это согласился лишь игумен подворья Святогробского братства в Неохории Афанасий (1827–1845 гг.). Н.Ф. Каптерев на основании дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода, составил очерк сношений Иерусалимских патриархов с русским правительством, разделив их на два отдела: на дела архива Святейшего Синода и на дела канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Кроме того, он воспользовался некоторыми бумагами архимандрита Порфирия (Успенского), которые находились в архиве Императорского Православного Палестинского общества. Из этого очерка становится понятным, что патриарх Поликарп (так же, как и его предшественники – Иерусалимские патриархи XVIII в.) желал, чтобы русское правительство оказывало денежную помощь бедствующей Иерусалимской патриархии и чтобы оно своим влиянием при турецком дворе содействовало ограждению прав и преимуществ, какими издревле пользовались православные относительно обладания Святыми Местами в Палестине. Русское правительство, со своей стороны, так же, как и раньше, выразило полную готовность оказать Иерусалимской патриархии денежную помощь и в то же время ходатайствовать за неё перед турецким правительством. Но скоро в этих сношениях произошли некоторые перемены благодаря, главным образом, деятельности прибывшего в Россию из Иерусалима архимандрита Арсения, который решил повести сбор доброхотных подаяний в самых широких размерах. Сбор должен был производиться по всей России, причём духовная и светская власти в лице епархиальных архиереев и местных губернаторов были приглашены оказывать сборщикам всякое содействие со своей стороны. Но этим архимандрит Арсений не ограничился. Как русский по происхождению и как бывший духовник русских паломников в Иерусалиме, в своём прошении к государю он обращал внимание на бедственное положение русских богомольцев в Иерусалиме, на бесприютность их там и на претерпеваемую ими нужду во всём, на необходимость иметь там свой русский особый монастырь, в котором бы русские паломники могли находить и верный приют, и, в случае нужды, необходимую помощь, и даже материальную поддержку.

 



 
PR-CY.ru