ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ Старший - Страница 4

Природа выступает у Брейгеля как арена трудовой деятельности человека, однако ирония и пессимизм предшествующих произведений сменяются здесь оптимистическим мироощущением. Одной из выдающихся пейзажных работ Брейгеля, не связанной с данным циклом, является «Марина» (Вена), в которой с огромной силой передана мощная водная стихия. Изображению крестьянской жизни посвящены две большие картины 1566 г. – «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (Вена), являющиеся подлинными шедеврами художника. В отличие от более ранних произведений фигуры здесь даны в крупном масштабе. Композиция этих картин отличается удивительной цельностью и ясностью, все подчинено строгой закономерности. В «Крестьянском танце» передан ритм движений пляшущих, в «Крестьянской свадьбе» художник с огромной убедительностью передал впечатление уходящей вглубь комнаты, поместив стол, за которым расположились пирующие, по диагонали к плоскости картины. В этих произведениях люди уже не безликие существа, как в более ранних картинах, а живые индивидуальности. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни. В своих последних произведениях художник вновь возвращается к темам, в которых чувствуются отзвуки тревожных событий современности. К ним принадлежит «Танец под виселицей» (1568 г., Дармштадт). Контрастом к этой проникнутой оптимизмом картине является написанная в том же году картина «Слепые» (Неаполь) – одно из самых выдающихся произведений художника, полное глубокого содержания: шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Мы не знаем, что хотел выразить в этом произведении художник, – горькую судьбу людей, лишенных твердого руководства, слепоту человечества, влекомого горькой судьбой в пропасть, или еще что-либо иное, но по силе производимого впечатления и по яркости образов оно может быть причислено к самым значительным созданиям мирового искусства. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине «Мизантроп» (1568 г., Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности. Искусство Брейгеля является завершающим итогом развития искусства двух столетий. Он не дожил до революции, определившей дальнейшие судьбы Нидерландов.



 
PR-CY.ru