ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ Старший - Страница 3

В картине «Вавилонская башня» (1563 г., Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, аллегорический смысл сочетается с изображением процесса строительства грандиозного сооружения. Сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию XVI в. Картины на евангельские сюжеты, созданные 1560 гг., непосредственно отражают реальную обстановку, сложившуюся в эти годы в Нидерландах. Мастера XV в. наивно переносили библейские эпизоды в современную им обстановку. Брейгель сознательно следует этой традиции, воплощая в форме евангельских легенд события современной жизни. Поэтому его картины имеют всегда иносказательный характер. В «Несении креста» (1564 г., Вена, Художественно-исторический музей) ничем не выделяющаяся фигура Иисуса Христа, упавшего под тяжестью креста, почти потерялась в безразличной толпе, и только Мария и Иоанн на переднем плане связаны с евангельским событием, а бескрайние просторы наполнены безликими грубыми ордами. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии: поле с орудием казни окружено всадниками, телега везет осужденных, солдаты отталкивают крестьян, со страхом и любопытством остановившихся перед страшным зрелищем. Перед нами как бы оживают сцены расправы с еретиками. В двух картинах – «Избиение младенцев» (около 1566 г., Вена, Художественно-исторический музей) и «Перепись в Вифлееме» (1566 г., Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Солдаты врываются в дома деревни, занесенной снегом, отнимают у крестьян их скудное достояние. В 1565 г. Брейгель вновь обращается к пейзажу и создает цикл из ряда картин (их известно пять), характеризующих смену времен года. Эти пейзажи, называемые «Времена года», или «Месяцы» – возможно, самые величественные картины Брейгеля, изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В суровый зимний день бредут по покрытому снегом холму среди голых деревьев охотники со сворой собак («Охотники на снегу», Вена, Художественно-исторический музей). В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. Картина «Пасмурный день» (Вена) переносит нас в обстановку раннего утра начала весны, а «Сенокос» (Прага) – в атмосферу насыщенного трудом жаркого лета. В «Возвращении стада» (Вена) передана прозрачность осеннего дня, а на картине «Жатва» (1565 г., Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. В этих пейзажах Брейгель достигает огромной силы обобщения. Он проявляет в них изумительное композиционное мастерство, стремясь в самом построении картины, распределении основных масс, линий, силуэтов выявить характерное и типическое в каждом из образов природы. Замечательно переданы атмосферные эффекты.

 



 
PR-CY.ru