ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ Старший

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ Старший (около 1525–1569 гг.) – последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Исследователи считают, что он принадлежит к самым значительным мастерам всей истории живописи. Внимательно анализируя произведения Брейгеля, они утверждают, что он глубоко изучил искусство Италии, но вместе с тем сознательно отказывался от всякого внешнего подражания итальянским образцам. В отличие от творчества романистов искусство Питера Брейгеля Старшего национально по форме и содержанию. В противоположность их идеалистическим тенденциям оно отражает современную художнику жизнь. Творчество Брейгеля имеет глубокие корни, восходящие не только к искусству XV в., но и к Средневековью. Оно связано с фольклором, носит передовой характер и представляет собой новый этап в развитии нидерландской живописи. В его произведениях отразились мысли и чувства демократических кругов в период подготовки буржуазной революции. Проникнутое глубоким философским и социальным содержанием, искусство Брейгеля органически связано с культурой нидерландского гуманизма. Известно, что он дружил с передовыми людьми своего времени – знаменитым географом Ортелием (1527–1598 гг.), мыслителем Коорнхертом (1522–1590 гг.), ученым издателем Плантеном (около 1520–1589 гг.). Биография Брейгеля, написанная в 1604 г. голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером (1548–1606 гг.), является главным источником сведений о мастере. Согласно ван Мандеру, Питер Брейгель стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в 1551 г.; это дает возможность исследователям предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530 гг. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности почти неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником романиста Питера Кука ван Альста (1502–1550 гг.), а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком (1518–1570 гг.), который гравировал многие рисунки Брейгеля. В соответствии с традициями романизма Брейгель в течение 1552 и 1553 гг. путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554 г., он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и, в конце концов, поселился в 1563 г. в Брюсселе. Здесь он женился и достиг признания современников, получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569 г. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638 гг.) и Ян Брейгель (1568–1625 гг.), также стали известными художниками. Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки. В некоторых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (около 1485–1524 гг.) и Херри Мет де Блес (около 1480–1550 гг.). Эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля создает сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами. Он стремится запечатлеть грандиозные и суровые альпийские ландшафты, поразившие его воображение, и характерные черты родного брабантского пейзажа. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – «Падение Икара» (около 1558 г., Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме Вселенной. В 1556–1559 гг. он создает ряд аллегорических и сатирических композиций, гравированных И. Коком, в которых обращается к образам народной фантазии.

 



 
PR-CY.ru