Словарь по христианству П ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. pacificus – умиротворяющий) – течение, базирующееся на религиозно истолкованных принципах любви к ближнему и всепрощения как необходимых условиях достижения мира в отношениях между людьми и народами и выступающее с осуждением насилия и войн; религиозная доктрина, отрицающая насилие и войны как способ разрешения социальных и межличностных конфликтов. Миролюбивые мотивы и осуждение насилия отчетливо выражены в Новом Завете, и Отцы церкви (Иустин, Тертуллиан, Киприан, Лактанций, Климент Александрийский, Ориген) считали войну несовместимой с учением Христа. Теологическим обоснованием религиозного пацифизма его сторонники усматривали в ветхозаветной заповеди «Не убий!» (Исх. 29:13; Втор.. 5:17), в словах новозаветной Нагорной проповеди «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9) и в ряде других библейских предписаний. Социально-этические аргументы раннехристианских мыслителей в пользу пацифизма сводились к следующему: а) единственным реальным субъектом на земле является сотворенный Богом человек, тогда как общество есть фикция; по этой причине личность не должна посвящать себя обществу и жертвовать собой ради каких-либо призрачных общественных интересов; б) человеческая жизнь, дарованная Богом, является высшей ценностью, поэтому на нее нельзя посягать ни при каких условиях. Доминирование в среде христиан первых веков (преимущественно рабов и вольноотпущенников) идей пацифизма было связано не только с их приверженностью евангельскому миру и евангельским неприятием насилия, но и с тем, что им были чужды политические интересы Римской империи (христиане I–III вв. были преимущественно жителями покоренных Римом провинций), которая вела захватнические войны и содержала для этой цели огромную армию. В результате ранние христиане в течение длительного времени считали воинскую службу несовместимой с требованиями христианской морали. Превращение христианства в официальную религию Римской империи (IV в.) свело на нет эти мотивы, и церковная доктрина в целом отказалась от идеи религиозного пацифизма более чем на тысячелетие, приняв официально концепцию справедливых и несправедливых войн. Доктрину справедливой («священной») войны, санкционируемую Римской церковью, выдвигает в V в. Аврелий Августин (Блаженный). Она получает разработку в трудах Фомы Аквинского, Ф. Суареса и повсеместно применяется в средневековой Европе. Усиливавшиеся в связи с развитием производительных сил экономическое неравенство, противоположные интересы и сопутствующая им борьба (война) обусловили развитие философско-этической и социальной мысли, побуждая ее к поиску, с одной стороны, теоретического обоснования насильственного разрешения противоречий между людьми и народами и мирного их устранения – с другой. Последнее, в частности, находило выражение в идеалах совершенным образом устроенного и функционирующего общества, в котором не было бы места для дисгармонии и порождающих хаос страстей, а господствовали бы разумный порядок и мир. Таким образом, естественное стремление к миру послужило общей социальной основой светских и религиозных концепций пацифизма. Формировавшиеся религиозные системы со временем восприняли и «освятили» как идеал борьбы, так и идею пацифизма, обосновав их своими специфическими конфессиональными аргументами. Религиозный пацифизм раннехристианских мыслителей и их современных последователей характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны, в его основе находится гуманная идея защиты нерушимой ценности человеческой личности, а с другой – эта защита имеет преимущественно формально-теоретическое обоснование: в ней акцентируется необходимость соблюдения принципа ненасилия из-за его сверхъестественной мотивации. Христианство внесло в сферу культуры новые моральные и социальные мотивы. В том числе уважение к жизни отдельного индивида, небезразличия к человеческим страданиям, но одновременно отторгло эти идеалы от их земных корней, придав им трансцендентный характер.

 



 
PR-CY.ru