ПАСХА - Страница 4

В следующие дни Пасхи, после литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов – символ победы Христа над смертью и адом. Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в 40-й день после первого дня Пасхи. При пасхальном целовании и приветствии («Христос воскресе!») верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Этот обычай, по преданию, обязан своим началом Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием (14–37 гг.), поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос воскресе!» и с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в его недрах. Окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение людей кровью Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса (просфоры с изображением креста или иконы воскресения Христова) и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос (кулич), и носить его в день Пасхи в притвор храма для освящения вместе с сыром и яйцами. Празднование Пасхи продолжается 40 дней, в память 40-дневного пребывания Иисуса Христа на земле после воскресения. Во многих местах России Пасха называлась Великим днем, т.к. существовало поверье, доказывающее величие и святость этого праздника: после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и поэтому день великого праздника равняется семи обыкновенным дням. Ночь Великой субботы представляла собой чудное, величественное зрелище как в столицах, так и всюду на Руси, где только были православные храмы. Сюда спешили верующие через поля, леса, по тропинкам, по дорогам, и опоздавшие попасть в переполненный уже народом храм располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Новгороде, например, после того как войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отверзал их крестом, певчие пели: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова», сохраняемое и сегодня в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, после 3-й песни канона протопоп читал Евангелие, святитель в алтаре во время целования подходил к каждому священнику, прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. После выхода из алтаря он сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа по яйцу. С мирянами протопоп не христосовался в уста, а давал целовать крест и митру. После утрени был молебен Пасхи, и после его окончания все расходились по домам. В начале 2-го часа, после рассвета был благовест к литургии, за которой пред Евангелием протодиакону давалось благословение, также согласно со старопечатными служебными книгами. Евангелие читали только святители и протодиакон, по статьям, и при каждом окончании ударяли железным молоточком в «кандию» – небольшой металлический беловатый сосуд (до сих пор хранящийся в ризнице Софийского собора). После каждого удара в эту кандию и вестовой колокольчик на звоннице делали перебор во все колокола. Пасху, сыр и масло, разделяя их на три части, освящал не служащий ключарь, а по заамвонной молитве сам святитель, и лишь под конец литургии. После отпуска ему подносили пасху, сыр и яйца, а он давал их боярину, воеводе, дьякам и всем, присутствующим в церкви. Провожали его со славой и звоном (о последнем в другие праздники в уставе не упоминается). Чин над артосом также исполнялся своеобразно: после его возношения над головой святитель целовал его, а прочие целовали лишь покров над артосом, который с пением переносили из кельи в домовую церковь.

 



 
PR-CY.ru