ПАСХА

ПАСХА – праздник в честь Воскресения Иисуса Христа из мертвых, главный праздник христианской церкви на Востоке и Западе, установленный апостолами. Его религиозный смысл – жизнь, исходящая от Бога, всегда побеждает смерть. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование людям вечной жизни и вечного блаженства. Это – суть всего христианства. Христианская Пасха отличается от Пасхи ветхозаветной (Песах), которая совершалась в память освобождения евреев из египетского плена (Исх. 12:11). Древнееврейское слово «фесах» означает «прошел мимо», или «пощада», т.е. ангел смерти прошел мимо домов, косяки дверей которых были помазаны кровью жертвенного агнца. Иначе говоря, иудейская Пасха – это праздник в память чудесного избавления евреев из египетского плена, а также символ возрождения к новой жизни, осуществляемой поэтапно, через физическое и духовное освобождение. Он длился целую неделю, а начинался с вечера в 14-й день нисана, когда, по древней традиции, закладывали агнца для Бога. Христианский праздник Пасхи был заимствован из иудейской традиции, хотя в него было внесено иное содержание: спасение получали не только евреи и только через смерть Спасителя. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию о смерти Иисуса Христа. Поэтому на всем Востоке он совершался с начала 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца (жертвенного овна), когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа. Согласно учению церкви, пасхальный агнец евреев – прообраз Иисуса Христа, поэтому в Священном Писании он называется агнцем Божьим, пасхальным агнцем, или Пасхой (1 Кор. 5:7, Ин. 19:33, 36, Исх. 12:46). Это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже само название «Пасха» производят не от еврейского «пейсах» (арамейское «пасха»), как это обыкновенно делают, а от греческого «пасхейн», означающего «страдать» (Иустин, Тертуллиан, Ириней). У апостола Павла слово «Пасха» становится символическим и означает «дело Христа». Согласно синоптическим Евангелиям (трем первым книгам Нового Завета – Евангелиям от Матфея, Марка и Луки, которые по своему содержанию во многом перекрываются и повторяют друг друга; четвертое Евангелие от Иоанна отличается от них по стилю и содержанию), смерть Иисуса Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской Пасхи. Согласно евангелисту Иоанну (гл. 18 и 19), Иисус с апостолами совершил Тайную вечерю в четверг (13 нисана), умер на кресте в пятницу (14 нисана), а воскрес на второй день еврейской Пасхи, когда в храм приносили первый сноп нового урожая (Лев. 23:10). Но те из восточных христиан, кто в вопросе о Пасхе следовал евангелистам-синоптикам, а не Иоанну, также отмечали Пасху 14 нисана, относя празднование к воспоминанию Тайной вечери Иисуса Христа. Поэтому во II в. существовало два праздника Пасхи: Пасха распятия (pasca staurosimon, pascha crucification) – в память смерти Спасителя; и Пасха воскресения (pasca anastasimon, pascha resurrectionis) – в честь воскресения и выведения душ умерших из шеола (ада). Причем, грекоязычные богословы связывали слово «Пасха», прежде всего, с греческим словом «пасхейн» – «страдать». Это разделение единого праздника на два больше соответствовало сути христианства: сначала надо ощутить утрату, чтобы потом больше радоваться надежде на спасение, ощутить сиротство без Христа, чтобы потом испытать восторг от ощущения его присутствия. И если ветхозаветная Пасха давала надежду на спасение только всему еврейскому народу, через правильное поведение, соблюдение заветов, чтобы Спаситель смог прийти, причем, прийти для всего народа, а не для отдельно взятого человека, то новозаветная Пасха, учитывая немощи человека, давала надежду на спасение к вечной жизни лишь при помощи одной веры в возможность воскресения.

 



 
PR-CY.ru