ПАСХА - Страница 2

Именно вера в воскресение делает христианство религией, а не философией, несмотря на глубочайший философский смысл его догматов. Еще апостол Павел повторял: «Если вы не верите, что Христос воскрес, то вера ваша мертва». Эта вера мало чем отличается от нашего привычного поминания умершего добрым словом, чтобы его душа покоилась с миром. Надежда в деле возрождения к новой жизни на помощь Бога, распятого и воскресшего, видимо, была уже у первых христиан, если они отмечали Пасху. Указание на существование Пасхи как особого праздника еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский видит в словах апостола Павла (1 Кор. 5:7–8): «Наша Пасха за нас пожрен Христос… будем праздновать не в квасе ветхом…». Однако, по мнению новейших исследователей, эти слова не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник Пасхи, т.к. ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике Пасхи, отмечаемом в один специально избранный период или день. В «Пастыре» Гермы (кн. III, подобие V, 1) упоминается о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, а Тертуллиан («De corona mil.», гл. III) – о воскресном дне недели как дне радости и веселья (когда не было ни поста, ни коленопреклонений) в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа. С течением времени, еще во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два специальных праздника, которые оба назывались Пасхой. Первая (pascha crucification) проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра в воскресенье и заканчивался воскресной евхаристией (таинством приготовления и освящения жертвенной трапезы, пресуществлением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым данным, праздник воскресной Пасхи продолжался 50 дней и был праздником не только воскресения Иисуса Христа, но и его вознесения, а также сошествия Святого Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Но чем больше церковь обособлялась от иудейства, тем больше восточный способ празднования Пасхи (одновременно с иудеями, 14 нисана), особенно практиковавшийся в малоазийских церквах, казался несообразным с существом христианства. Празднующих Пасху в этот день (в церквах, образовавшихся из язычников) называли иудействующими, или квадродециманами. На Западе празднование новозаветной Пасхи никогда не связывали с иудейской Пасхой и совершали ее в первый после полнолуния воскресный день, а не в пятницу. Чем дальше, тем больше христианская Пасха в церквах их язычников становилась pascha resurrectionis. Это различие привело к спорам между Востоком и Западом – так называемым «пасхальным спорам» между азийскими епископами и Римом, длившимися с конца II в. и на протяжении всего III в. В 160 г. Смирнский епископ Поликарп посетил Римского епископа Аникета (154/155–165/166 гг.) с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде (в 170 г. происходили споры о том же в Азии). Против квадродециманов писали Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардийский, доказывавшие, что Иисус Христос умер 14 нисана и потому не мог вкушать еврейской пасхи (т.е. пресного хлеба) в год своей кончины (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», IV, 26, 3). По настоянию Римского епископа Виктора I (189–199 гг.) были созваны для рассмотрения этого вопроса соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Но епископы Азии твердо держались своего мнения. Тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский, однако, убедил его не нарушать единства веры ради различия обряда.

 



 
PR-CY.ru