ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ - Страница 4

Именно здесь расцветает его старческий дар. Паисий исправляет старые славянские переводы святоотеческих писаний и вновь переводит некоторые из них с древнегреческого языка. Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой стали переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона. Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник древних отцов церкви «Филокалия», известный на русском языке как «Добротолюбие» (в XIX в. «Добротолюбие» стало настольной книгой не только русского монашества, но и многих мирян). До конца своей жизни Паисий не прекращал переводческого труда, хотя трижды ему приходилось начинать свою деятельность на новом месте. В 1774 г. та часть Молдавии, где располагался Драгомирнский монастырь, отошла к Австрии. Начавшаяся Русско-турецкая война и переход Драгомирнского монастыря вместе с частью Карпат во владение католической Австрии вынудили монахов покинуть любимую обитель и переселиться в Секульский монастырь. Через несколько лет он получил в свое распоряжение также находившийся неподалеку Нямецкий монастырь (в год его кончины в этих монастырях числилось 300 монахов). Монахи жили в крайней нищете и стеснении, и не было никакой возможности принимать новых. Хотя управление двумя большими монастырями отнимало много времени и сил, преподобный старался распространять дух истинного монашества и за их стенами. Долгими осенними и зимними ночами Паисий с помощью двух монахов переводил с греческого на молдавский и церковнославянский языки творения святых отцов. Его часто видели сидящим на ложе при горящих свечах, согбенным и окруженным горами книг на различных языках. Порой за работой у него проходила вся ночь. Так появились переводы «Наставлений» Иоанна Сирина, «Вопросов и ответов» Максима Исповедника, «Поучений» Феодора Студита и другие сочинения, получившие потом широкое распространение в Украине и России. К 1793 г. был закончен и перевод «Доротолюбия» монаха Никодима. Управлять таким монастырем, а тем более довести его до идеала духовной жизни очень непросто. Но Паисий уже не был одинок. Рядом с ним были его многочисленные ученики, ставшие опытными наставниками. Для них отец Паисий не просто учитель, а святой старец. Они хорошо знают, что стать старцем по собственной воле невозможно. Земная жизнь Паисия Величковского завершилась в ноябре 1794 г. Старец тихо скончался на 72 году жизни, не назвав своего преемника, поскольку знал, что преемников будет много. К этому времени он прославился как старец, имевший особый дар духовного окормления, в сопредельных православных странах, особенно в России, откуда родом были многие монахи его обители. Одним из первых его русских учеников стал иеромонах Клеопа, который затем перенес основы старчества в Островскую пустынь Владимирской епархии и стал одним из первых насадников подлинного монашеского жития в Российской империи и первоначальником старчества в возрожденной им пустыни. В начале XIX в. русские ученики Паисия, странствуя из монастыря в монастырь, из пустыни в пустынь, разнесли по всей России весть о «благочестивом и чудном отце Паисии». Однако селились они в основном в бедных пустынях южной Великороссии – в Калужской, Орловской и Курской губерниях. Здесь возникали и быстро крепли новые центры духовной жизни. Поднимались и достигали расцвета также древние северные обители – Валаам и Коневец, прославились на всю страну Оптина и Глинская пустыни, возродилась Троице-Сергиева лавра. Один из учеников Паисия, Феодосий Маслов (ум. в 1802 г.), провел последние годы жизни в Софрониевой пустыни, где ввел общежительный устав Афонской горы. Другой его ученик, Афанасий Захаров (ум. в 1823 г.), обосновался в Площанской пустыни (Орловской епархии). Самым младшим учеником Паисия был старец Филарет (ум. в 1841 г.), который стал потом преобразователем Глинской пустыни. От этих старцев пошло возрождение русского старчества. Учеником Клеопы был старец Макарий (ум. в 1811 г.), ставший в дальнейшем архимандритом Песношского монастыря. С именем ученика Макария, старцем Авраамием (ум. в 1824 г.) связано возобновление древней, но пришедшей в полный упадок Оптиной пустыни. Учеником этого Авраамия был старец Моисей Путилов (ум. в 1862 г.), при котором Оптина пустынь впервые стала привлекать много паломников. В это время старчество выходит из монастырского укрытия. Одним из самых известных старцев этой эпохи был Леонид (ум. в 1841 г.), заложивший, по словам церковного историка Смолича, «краеугольный камень старчества» в Оптиной пустыни. Его традиции продолжал старец Макарий Иванов (ум. в 1860 г.), который до этого 13 лет находился в послушании у старца Афанасия Захарова. Учеником Макария был самый знаменитый оптинский старец Амвросий (ум. в 1892 г.). Его гостями и собеседниками каждый день были десятки людей, искавших духовного наставления. Среди них было много известных деятелей культуры, в том числе великие писатели и мыслители Владимир Соловьев, Лев Толстой и Федор Достоевский, который вывел Амвросия в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Достоевский вообще с необычайным вниманием наблюдал за возрождением русской духовной жизни в южных пустынях и однажды сказал: «От монахов, кротких и жаждущих уединенной молитвы, выйдет, может быть, еще раз спасение земли русской». Амвросий вел большую переписку, которая помогла значительно расширить и усилить влияние Оптиной пустыни на мир. Его ученики, старцы Варсонофий (ум. в 1913 г.), Иосиф (ум. в 1911 г.), Нектарий (ум. в 1928 г.) и Анатолий (ум. в 1922 г.) составили последнее поколение великих оптинских старцев, деятельность которых на высоком взлете была прекращена вскоре после Октябрьской революции. Восстанавливая утраченные традиции в конце XX в., Русская православная церковь (спустя 200 лет) в 1988 г. причислила старца Паисия к лику святых. Память его 15 (28) ноября.



 
PR-CY.ru