Словарь по христианству П ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1794 гг.) – преподобный, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. С его именем связан новый расцвет монастырской жизни и старчества в последней четверти XVIII в., пришедших в упадок после раскола и церковных реформ Петра I. Мирское имя Паисия было Петр. Он родился в декабре 1722 г. в Полтаве, в семье протоиерея. Его детские годы прошли в кругу семьи, где хранилось благочестие, и строго соблюдались все церковные правила и уставы. В доме настоятеля Успенского собора Полтавы было много духовных книг, а Петр с раннего возраста был человеком книжного духа. Он самостоятельно изучил Часослов и Псалтырь, рано начал читать Священное Писание и жития святых. Древние подвижники, о которых Петр узнавал из житийной литературы, стали его героями. Им он хотел подражать, их путем идти за Христом. Поступив в 13 лет в Киевскую духовную школу, он с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном – о душе. Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним их согрешения. С первых дней учебы Петр мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую лавру, он непременно бывал в пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков. Богатая и сытая жизнь некоторых монахов знаменитой лавры молодого Величковского не привлекала, но, скорее, пугала и отталкивала. За четыре года обучения в школе он показал себя прилежным и одаренным учеником, но не получил внутреннего удовлетворения. Мать хотела, чтобы ее младший сын, как и все его предки, как отец и старший брат, стал священником и унаследовал приход брата. Однако Петр уже в ранней юности мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители. С годами это желание становилось сильнее. Для человека первой половины XVIII в. подобные мысли были большой редкостью. Задыхаясь в чуждой атмосфере, Петр начал скучать, томиться, пока окончательно не охладел к «языческой мудрости», как впоследствии он сам определил преподаваемую в Киевской академии науку. Сложившаяся обстановка подтолкнула робкого и кроткого по природе отрока к дерзновенному шагу. В 17 лет он тайком бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту – начать иноческую жизнь под руководством старца. Петр покинул Киев и отправился в Любечский монастырь. Настоятель радушно принял его, благословил остаться в обители и даже выделил келью. Но спустя несколько месяцев этого настоятеля сменил новый – своевольный грубиян в монашеской рясе, мало заботившийся о подвижническом житии иноков. Однажды, рассердившись на Петра за то, что он подал ему не то кушанье, настоятель ударил его по щеке. После этого инцидента Величковский оставил Любеч и отправился дальше на юг. Юноша из знатной семьи становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства. Он шел из страны в страну, из города в город, из одной обители в другую, но нигде не находил мудрого и опытного наставника. Судьба привела его в турецкую Молдавию. В ту пору в здешних монастырях и скитах монашеское житие было особенно строгим. Старчество, как средство воспитания иноков, было широко распространено, и очень многие монахи пребывали под началом у старцев. Петр пришел в обитель св. Николая, расположенного посреди острова на р. Тясмин. Его приняли послушником, а когда ему минуло 19 лет, постригли под именем Платона. Но вскоре на православных начались гонения со стороны униатов. Обитель закрыли, а монахов изгнали. Платон вернулся в Киев и поступил в Печерскую лавру.

 



 
PR-CY.ru