ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ - Страница 2

Поскольку он был грамотный, то ему дали послушание в лаврской типографии и поручили гравировать иконы на меди. Однако молодой инок хотел жить в совершенном уединении под руководством опытного монаха. Спустя некоторое время он вместе с двумя другими монахами отправился в новое странствование, мечтая добраться до святой Афонской горы. По пути паломники оказались в скиту Трейстены. Подобно насельникам древних палестинских лавр, часть монахов жили здесь по общежительному уставу, а другие, пожилые и опытные монахи, спасались в хижинах, расположенных вокруг скита, и подвизались по уставу особножительному. Прожив здесь некоторое время, Платон перешел в Кыркульский скит. Только спустя три года – в 1746 г. ему открылась возможность отправиться на Афонскую гору. После трудного путешествия сушей и морем Платон добрался до Святой горы. Душа инока ликовала при виде погруженного в лазурное море зелено-синего полуострова, на вершине которого, как на протянутой в небо ладони, величественно возвышался храм Преображения Господня. Афон в его представлении ассоциировался с Фаворской горой, на которую он жаждал взойти, чтобы стать достойным учеником Спасителя. Платон поселился в одинокой келье неподалеку от лавры преподобного Афанасия. Вокруг нее в совершенной бедности и безмолвии, отелившись от мира, спасалось много старцев. Платон хотел поступить под начало кого-нибудь из них, однако никто не захотел взять его себе в послушники. В течение трех лет он совершал свои подвиги в одиночестве. Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, Платон постепенно превращается в мудрого наставника. Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Величковский вскоре пережил и огромное разочарование. Святая гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок. Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов. Разоряемые турецкими властями, монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей, и цветущие монастыри оставлялись на произвол судьбы. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно. Около 1750 г. на Афон прибыл прежний наставник Платона – старец Василий из Молдавии. Поговорив с молодым подвижником, он нашел его духовно возмужавшим и постриг в малую схиму с именем Паисий. После этого еще три или четыре года Паисий оставался в одиночестве, занимаясь самоусовершенствованием. Потом к нему пришли несколько юных иноков, и хотя сам он был еще молод годами, попросили принять их в послушники. Уступая просьбе братии, Паисий принял сан священника, и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту. Так он вступил во второй период своей жизни и отныне не только вел духовную брань ради собственного совершенствования, но и как настоятель и старец духовно руководил другими иноками.

 



 
PR-CY.ru