ПАПСТВО - Страница 21

Причина бессилия соборной реформы заключалась в самой постановке вопроса: восставали против злоупотреблений, но не касались их источника, не затрагивали религиозного деспотизма пап, отрицательно решили вопрос о религиозной свободе. Поэтому религиозная и моральная реформа была отодвинута на второй план. Новый папа Мартин V (1417–1431 гг.) заключил с нациями отдельные конкордаты и все оставил по-прежнему. Неудовлетворительность результатов Констанцского собора побудила созвать в 1431 г. Базельский собор, начавший свои действия довольно энергично, но встретивший сопротивление в папе Евгении IV (1431–1447 гг.), который созвал свой, Феррарский собор, – и Базельский собор закрылся, подчинившись во всем преемнику Евгения IV – Николаю V (1447–1455 гг.). К концу XV в. папы сумели парализовать все постановления Базельского собора, подрывавшие их авторитет. Однако после Базельского собора папство потеряло влияние на европейские государства. В Италии сильные города-республики (Флоренция, Неаполь, Милан и Венеция) возглавлялись светскими монархами, которые тоже не желали делить власть с папами. По их примеру папы решили укрепить свою власть в Папской области. Первопроходцем здесь считают Сикста IV (1471–1484 гг.), который ради укрепления собственной власти широко использовал непотизм. Папа Калликст III (1455–1458 гг.) объявил все конкордаты уступками, сделанными папой. Пий II (1458–1464 гг.) отверг возможность апеллировать на папу к собору. В XV и XVI вв. соборы продолжали собираться, но не имели никакого значения: они только усилили авторитет папства (собор в Мантуе 1459 г. при Пие II, два Латеранских собора 1512 и 1517 гг. при Юлии II и Льве X). Таким образом, папство (с внешней стороны) одержало перевес над оппозиционными стремлениями, но это была  кажущаяся победа. Не встречая ограничений своему произволу, папы стали настоящими светскими государями и обратили религию в средство политического усиления. На папском престоле в XV в. сидят воины, политики, меценаты гуманизма и гуманисты. Политические интриги и светские интересы вполне поглощали жизнь пап, которые нисколько не интересовались делами церкви, а видели в ней лишь надежный источник доходов. Каждый папа старался обеспечить в политическом отношении свою родню, и непотизм достигает огромных размеров. Состояние Италии в XV в. давало полный простор крайней неразборчивости в средствах и развило величайший цинизм, маскируемый лоском гуманизма. После Пия II (1458–1464 гг.), папы-гуманиста, на папском престоле сидят откровенные развратники – Павел II (1464–1471 гг.), Сикст IV, Иннокентий VIII (1484–1492 гг.), всю жизнь занятый устройством своих незаконных 16-ти сыновей и дочерей, за что был прозван «отцом отечества». В конце XV в. папой стал Александр VI (1492–1503 гг.), имя которого – синоним всякой низости и безнравственности. Его понтификат назван «царством Венеры». За ним последовало «царство Марса» в лице Юлия II (1503–1513 гг.), кондотьера с головы до ног, лично предводительствовавшего своими войсками на войне. В лице Льва X (1513–1521 гг.) настало, кроме других «царств», «царство Минервы». «Добрый малый», любивший пожить, Лев X, судя по слухам, откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой.

 



 
PR-CY.ru