ОККАМ Уильям - Страница 10

С 1330 г. до конца жизни Уильям Оккам находился при дворе императора Людовика IV в Мюнхене. Смысл церковно-политического союза между императором и Уильямом Оккамом точно отражён в приписываемом Уильяму Оккаму изречении: «Император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Исследователи считают маловероятным, что Уильям Оккам действительно обращался к императору с такими словами, однако в многочисленных сочинениях 1330–1340 гг. он упорно отстаивал имперские политические интересы. Вместе с тем, подобно другим находившимся вместе с ним в Мюнхене францисканцам, своей главной задачей Уильям Оккам считал не столько политическую борьбу с чрезмерными властными притязаниями Римских понтификов, сколько защиту духовных идеалов францисканского Ордена. Несмотря на статус резиденции императора, Мюнхен в первой половине XIV в. не был крупным учебным или религиозным центром. В круг общения Уильяма Оккама входили несколько францисканских теологов, которые раньше вместе с ним принимали участие в составлении «Ответа монахов», а также насельники францисканских монастырей, расположенных в подчинявшихся императору Людовику IV Баварскому городах Германии. Исследователи полагают, что Уильям Оккам часто общался с Марсилием Падуанским (ум. около 1343 г.), который с середины 1320 гг. жил при дворе императора Людовика IV Баварского и входил в число его наиболее доверенных советников. В сочинениях Марсилия Падуанского и Уильяма Оккама исследователи видят отголоски общения и обмена идеями; их объединяло критическое отношение к претензиям Римских понтификов на абсолютную власть, однако церковно-политические взгляды Уильяма Оккама были более умеренными, и по многим вопросам он занимал более традиционную позицию. Основным занятием Уильяма Оккама в 1330–1340 гг. стала литературная деятельность в качестве полемиста. Богословские темы Уильям Оккам обсуждал в контексте обоснования предполагаемого еретического характера мнений папы Римского Иоанна XXII, его преемников на Папском престоле, а также других оппонентов, принадлежавших к папскому лагерю. Основное содержание сочинений Уильяма Оккама 1330 гг. задает богословско-экзегетический и церковно-канонический анализ конкретных спорных вопросов, прежде всего – вопроса о евангельской бедности. Однако постепенно область интересов Уильяма Оккама расширяется: от частных вопросов теологии и церковного права он переходит к фундаментальной проблеме принципа власти в церкви и государстве, подробно рассматривает природу этой власти и обосновывает собственные представления о нормативных способах её реализации. Первым церковно-политическим сочинением, созданным Уильямом Оккамом в мюнхенский период, стал крупный трактат, получивший известность под условным названием «Труд девяноста дней» («Opus nonaginta dierum»), т.к. Уильям Оккам в заключительной части свидетельствует, что написал его за это время. Сочинение является ответом на изданную папой Римским Иоанном XXII 16 ноября 1329 г. буллу «Quia vir reprobus»; в ней Иоанн XXII не только повторил осуждение Михаила из Чезены и его единомышленников как еретиков, но и предложил подробную богословско-экзегетическую аргументацию, обосновывающую заключение об их уклонении в ересь.

 



 
PR-CY.ru