ОККАМ Уильям - Страница 5

При представлении своего сочинения папе Римскому Иоанн Лютерелл присоединил к нему два перечня: в первом приводятся разобранные в сочинении 56 тезисов Уильяма Оккама, а во втором Иоанн Лютерелл указывает, против каких положений католического вероучения каждый из этих тезисов Уильяма Оккама может быть использован. Следующим этапом дела Уильяма Оккама стало рассмотрение выдвинутых против него обвинений уполномоченной папой Римским Иоанном XXII комиссией теологов. Сохранились два документа, связанные с работой этой комиссии (оба документа опубликованы Й. Кохом в параллельном представлении; первый документ обозначен им R, второй – V; второй документ был ранее опубликован отдельно), в которых приводятся положения Уильяма Оккама и возражения против них, а также даётся общая оценка его мнений как «опасных», «ошибочных», «еретических» и т.п. Комиссия состояла из шести человек; в неё входили Иоанн Лютерелл, Дуранд из Сен-Пурсена (около 1275 – 1334 гг.) и другие теологи и церковные прелаты; ни одного представителя Ордена францисканцев в комиссии не было. После подготовки первого документа, содержащего выбранные теологами из сочинений Уильяма Оккама положения и их критическую оценку, Уильяму Оккаму была дана возможность представить объяснения комиссии (это происходило на заседании консистории в присутствии папы Римского Иоанна XXII). Уильям Оккам выступил со стандартным заявлением о том, что его мнения высказаны лишь в целях научного обсуждения, а не в качестве догматического учения, и не должны рассматриваться вне надлежащего контекста. Он также передал папе Римскому и теологам «исправленный» экземпляр собственного комментария к «Сентенциям». Сохранился акт сопоставления этого экземпляра с той версией комментария, которую раньше направил в комиссию папа Римский Иоанн XXII и которая использовалась при подготовке обвинений против Уильяма Оккама. Новый экземпляр Уильям Оккам подготовил в Авиньоне исключительно с целью оправдаться перед папой Римским и комиссией. Об этом свидетельствует характер внесенных им в текст изменений: в одном из спорных мест Уильям Оккам заменил формулировку «отвечаю на вопрос иначе» более осторожным оборотом «отвечаю на вопрос, не настаивая на этом и допуская возможность более правильного суждения»; в других местах он удалил некоторые радикальные высказывания, добавил пометки «по мнению некоторых» и т.п. Избранная Уильямом Оккамом стратегия защиты не убедила членов комиссии, которые и дальше продолжали рассматривать изначальный текст комментария как аутентичный и использовать его как источник для выборки подлежащих осуждению мнений Уильяма Оккама. После того как теологи предъявили Уильяму Оккаму первый документ и получили от него объяснения, они подготовили второй документ – официальное заключение комиссии; он датируется мартом 1326 г. Как и во многих средневековых доктринальных спорах и инквизиционных процессах, при работе с текстами Уильяма Оккама теологи руководствовались задачей найти у него формулировки, внешне подводящие его под обвинения в уже осуждённых церковью ересях, а не понять логику его богословской системы.

 



 
PR-CY.ru