ОККАМ Уильям - Страница 46

В XV в. номиналистический оккамизм, представлявший собой сложный синтез оригинальных идей Уильяма Оккама и результатов их последующего преломления в трудах многих схоластов, стал влиятельным интеллектуальным направлением и получил признание в университетах Парижа, Кёльна, Вены, Гейдельберга, Праги и других европейских городов. При этом Уильям Оккам был идеализирован как основоположник «нового пути», а его взгляды нередко представлялись в одностороннем, упрощённом или искажённом виде. Именно такой оккамизм оказал влияние на Мартина Лютера (1483–1546 гг.), получившего философское образование в Эрфуртском университете, где было сильно влияние последователей Уильяма Оккама. Мартин Лютер не раз заявлял, что по своим философским взглядам принадлежит к «секте оккамистов». При этом он не изучал и не использовал труды Уильяма Оккама, ссылаясь лишь на мнения и высказывания его позднейших интерпретаторов. Оценивая взгляды Уильяма Оккама, Мартин Лютер повторяет популярное обвинение в пелагианстве, некорректно обосновывая его тезисом Уильяма Оккама о том, что человек может совершать добрые дела без благодати Святого Духа. Отвергая эту позицию Уильяма Оккама как преувеличенную оценку естественных способностей человека, Мартин Лютер вместе с тем неявно принимает и развивает учение Уильяма Оккама о том, что спасение не зависит от объективного состояния человека и обеспечивается исключительно решением Бога. Если Уильям Оккам, всегда подчёркивавший свою верность церковной традиции, в том числе исторически сложившейся католической догматике, допускал это лишь гипотетически, «согласно абсолютной потенции» Бога, то Мартин Лютер и некоторые другие основоположники протестантизма прямо противопоставили выводы Уильяма Оккама традиционному католическому учению. В протестантизме популяризированный Уильямом Оккамом методологический принцип экономии оказался обращённым против самой схоластической теологии, предлагаемые которой концепции стали рассматриваться как лишённые необходимого основания и избыточные усложнения учения Священного Писания. Процесс рецепции и критического осмысления наследия Уильяма Оккама продолжался в европейских университетах до начала XVI в. Представители контрреформационной теологии (см. ст. Контрреформация) и так называемой второй схоластики XVI–XVII вв. относились к оккамизму резко негативно как по богословским, так и по церковно-политическим причинам, видя в последователях Уильяма Оккама разрушителей школьной теологии и идейных союзников протестантов. Многие интуиции Уильяма Оккама получили дальнейшее развитие в философии Нового времени, однако мыслители этого периода напрямую к его сочинениям уже не обращались. Лишь на рубеже XIX и XX вв., в контексте формирования научного подхода к изучению средневековых философии и теологии, исследователи смогли оценить масштаб влияния концепций Уильяма Оккама на историческое развитие поздней схоластики и западной христианской теологии в целом. В XX в. почти все сочинения Уильяма Оккама были вновь опубликованы в критических изданиях; его философское и теологическое наследие стало темой многих фундаментальных исследований.



 
PR-CY.ru