ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 9

Большинство православных деятелей той эпохи были связаны с Острогом происхождением, обучением, участием в религиозной, культурной и общественно-политической жизни. Среди выпускников Острожской академии – Иов (Княгиницкий), Елисей (Плетенецкий), архиепископ Мелетий (Смотрицкий), Савва Флячич, казацкий предводитель Северин Наливайко, священник Дамиан Наливайко, острожский книжник Стефан Смотрицкий, справщик Киево-Печерской типографии Тарасий Земка, епископ Игнатий (Оксенович-Старушич), книжник Афанасий Китайчич, хронист Иоаким Ерлич, гетман Пётр Кононович Сагайдачный. С Острогом был связан игумен киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря Филофей Кизаревич, игуменами Кирилловского Свято-Троицкого монастыря в Киеве были «острожаны» Василий Красовский, Киприан Табунский, Софроний Табунский, священником киевской церкви Святого Спаса был выходец из Острога Иов Будеражский. Около Киева в Межигорском монастыре обосновался воспитанник Острожской академии иеромонах Афанасий, позже здесь поселились Савва Флячич и Иван Бережанский. Секретарь князя Константина Константиновича Острожского Кшиштоф Казимирский в 1599 г. стал Киевским католическим епископом. Исследователи отмечали, что священниками храмов в Остроге назначались люди с литературным талантом и богословскими знаниями. Следовательно, к деятелям Острожского кружка следует отнести священнослужителей местных и окрестных церквей и монастырей, известных литераторов и знатоков печатного дела: священников Николаевской церкви в Остроге Савву (Крыловского?), Даниила и Василия, Иоанна Крыловского, священника Успенской церкви, участника Брестского Собора протопопа Андрея Мелешко, священника Троицкой церкви Никандра, священников Воскресенской церкви Григория (Голубникова?) и Марка. Из насельников монастырей и церквей соседнего города Дубно выделяются успенский игумен Василий, воскресенский протопоп Константин Остропольский (участники Брестского Собора), игумен Исаак, дубенский архидиакон Гедеон (участники съезда протестантов и православных в Вильно в 1599 г.), наместник монастыря Воздвижения Честного Креста В. Путятицкий, игумен этого монастыря иеродиакон Виталий. Исследователи не исключают, что именно в храмах Острога и ближайших к нему селений в первую очередь распространялись издания Острожской типографии. Острожский научно-образовательный центр выпустил 28 изданий. Подготовка «Острожской Библии» способствовала кодификации церковнославянского языка. Переводы с греческого, которые делались в Острожском кружке, публиковались на церковнославянском языке, в полемических произведениях использовались «проста мова» и польский язык. В острожских изданиях исследователи выделяют 17 шрифтов: 11 кириллических и шесть греческих. Существует тесная связь между острожскими шрифтами и шрифтами московских и виленских типографий. Острожские шрифты позже были скопированы киевскими печатниками (раньше считалось, что шрифты были перенесены). Изучение филиграней острожских изданий свидетельствует о том, что потребности местной типографии обеспечивались бумагой из разных мест. Так, для «Острожской Библии» и «Книги о постничестве» использовалась бумага преимущественно краковского происхождения, в меньшей степени – местного. Около 1595 г. для нужд типографии князь К.К. Острожский создал в Остроге бумажную фабрику.

 



 
PR-CY.ru