ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ - Страница 2

К середине XVI в. ближайшим к Волыни католическим учебным заведением была Львовская кафедральная (митрополитальная) школа, известная задолго до появления во Львове «Общества Иисуса». Образцом для Острожской академии могла быть Виленская иезуитская коллегия, открытая в 1570 г., в которой учились в том числе русины. Однако в 1578 г. это была ещё начальная школа. Наиболее убедительным для исследователей является предположение о том, что князь К.К. Острожский заимствовал идею образовательного центра из практики польских протестантов. В городе Пинчове в Малой Польше (ныне Пиньчув, Польша) один из первых польских кальвинистов (состоятельный шляхтич Николай Олесницкий) после 1550 г. основал школу, которая просуществовала до середины 1560 гг. и оставила значительный след в польской культуре. В отличие от других школ Пинчовская школа имела программу обучения, изданную в 1558 г. В 1555 г. она уже именовалась гимназией, была разделена на классы, в ней изучали греческий и латинский языки, преподавали польский язык. В 1558–1559 гг. в школе трудились пять учителей. Пинчовский учёный кружок подготовил полный перевод Библии на польский язык, изданный в 1563 г. в Бресте («Брестская Библия»). К переводу был причастен широкий круг учёных, это была первая в польской культуре попытка коллективной работы над переводом. В Пинчове в 1558–1562 гг. работала типография, напечатавшая около 25 изданий, из них шесть на польском языке, преобладали богословско-полемические произведения польских кальвинистов – Франческо Станкара, М. Кровицкого и К. Пшеходзки. Типографию финансировало протестантское сообщество. Исследователи полагают, что пример Пинчовской школы с сильным интеллектуальным центром и типографией, при которой был осуществлён полный перевод Библии на польский язык, повлиял на планы князя К.К. Острожского по созданию центра православного просвещения. Между Острожской академией и Пинчовской школой помимо вероисповедных были организационные различия. В Пинчовском центре наибольшее значение имела школа, созданный при школе кружок переводчиков Библии существовал здесь недолго. В Остроге сначала сформировался круг книжников, готовивших перевод Библии, затем открылась школа; с самого начала работала типография, в Пинчове она была создана позже школы. Таким образом, в начальный период Острожской академии в ней доминировал кружок богословов-интеллектуалов, а также типографов. В Острожской академии, так же как и в Пинчовской школе, изучали три языка. Вместо польского, входившего в программу школы кальвинистов, в православном училище преподавали церковнославянский язык. Свидетельств о контактах князя К.К. Острожского с Николаем Олесницким у исследователей нет (существует информация о том, что Острожские и Олесницкие породнились в конце XVI в.). Первое упоминание Острожской академии содержится на титульном листе «Азбуки» («Букваря»), напечатанной Иваном Фёдоровым 18 июня 1578 г. Здесь сообщается о том, что князь К.К. Острожский устроил дом для печатания книг и дом для обучения детей. При этом он избрал «мужей искусных» в Божественном писании, знающих греческий, латинский и русский языки, и приставил их к училищу, для которого и была напечатана «Азбука».

 



 
PR-CY.ru