ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ – православный научный и образовательный центр в городе Остроге (ныне Ровненской области, Украина). Включал школу (коллегиум, трёхъязычный лицей), госпиталь и типографию, в которой помимо других изданий была подготовлена и напечатана «Острожская Библия» (1581 г.); центр существовал в период около 1576–1636 гг. Острожская академия была создана киевским воеводой, маршалком Волынской земли князем Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных в Речи Посполитой, с целью сохранения православной церкви в католическом государстве, противостояния полонизации и латинизации православных. 1570–1580 гг. были временем активной борьбы князя К.К. Острожского за утверждение позиций православной церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, который в середине 1570 гг. стал собственностью магната (королевский привилей на наследственное владение Острогом князь получил в ноябре 1576 г.). Ко времени создания Острожской академии в Речи Посполитой существовали центры православного просвещения. Прежде всего, это кружок князя Андрея Михайловича Курбского в Миляновичах (ныне Турийского района Волынской области, Украина), где делали переводы с греческого языка трудов византийских авторов, были составлены антикатолические сочинения. Связи кружка князя А.М. Курбского с князем К.К. Острожским были тесными. В настоящее время у исследователей нет сомнения в том, что «Маргарит», изданный в Острожской типографии в 1595 г., был переведён с греческого языка в Миляновичах. Исследователи не сомневаются, что и опыт переводов с латыни был заимствован в Остроге из Миляновичей. По мнению Константина Юрьевича Ерусалимского, в планы князя А.М. Курбского входило создание православной академии, но реализован этот проект был не в Миляновичах, а в Остроге. Другим центром было владение гетмана Григория Александровича Ходкевича Заблудово. Там была типография, куда гетман пригласил Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца (1568–1570 гг.), и была создана одна из первых православных академий. Крупнейшим центром православного книгопечатания и обучения был Вильно, где впервые после Франциска Скорины было начато кириллическое (православное) книгоиздание. В 1568–1572 гг. в Вильно за счёт братьев Зарецких был опубликован на церковнославянском языке «Часовник» с послесловием на «простой мове», в дальнейшем развернули деятельность типографии братьев Мамоничей и Василия Михайловича Гарабурды. Важным центром православного просвещения был Львов, где книгопечатание в 1570 гг. начал Иван Фёдоров, оно продолжилось в 1590 гг. благодаря Львовскому Успенскому братству. Исследователи предполагают, что между Вильно, Львовом и Острогом существовали контакты. Исследователи отмечают значение для начального этапа существования Острожской академии школ иезуитов. Однако исследователям известно, что «Общество Иисуса», создавшее сеть образовательных учреждений высокого уровня, не было пионером в области образования. Действия иезуитов, в том числе в создании училищ, были ответом на вызовы Реформации. Влияние коллегий иезуитов на Острожскую академию стало значительным в период подготовки Брестской унии 1596 г. и в первые десятилетия после неё.

 



 
PR-CY.ru