ОБНОВЛЕНЧЕСТВО - Страница 2

Главными идеями, провозглашёнными лидерами группы, стали признание справедливости социальной революции, введение белого (женатого) епископата, пресвитерианского управления и организации единой церковной кассы. На первом этапе раскола «Живая Церковь» стала объединяющей силой сторонников ВЦУ, по сути дела, осуществлявшей решающее влияние на ход дел в этом управлении. Уже в первые месяцы своего существования ВЦУ провело ряд архиерейских хиротоний: 5 июня 1922 г. вдового московского протоиерея Иоанна Чанцева во епископа Бронницкого, викария Московской епархии (с принятием рясофора с именем Иоанникий), 11 июня 1922 г. – петроградского протоиерея Иоанна Альбинского во епископа Подольского, викария Московской епархии (без принятия рясофора и монашества). Всего в 1922 г. было хиротонисано 46 архиереев, из них 13 в брачном состоянии; в 1923 г. состоялось 86 архиерейских хиротоний, в том числе поставлено 39 брачных епископов. 6–17 августа 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд «Живой Церкви», среди участников которого было восемь архиереев. Главными решениями съезда были: провозглашение справедливости социальной революции, принятие резолюции о лишении сана патриарха Тихона (Беллавина), разрешение послаблений в брачном праве для клириков (второбрачие духовенства и женатый епископат). На съезде были переизбраны ВЦУ и центральный комитет «Живой Церкви». В состав ВЦУ, включавшего епископов, клириков и мирян, вошли 20 человек. К этому времени влияние обновленцев существенно расширилось, так что из 97 правящих епископов 37 признали ВЦУ, 36 – высказались против и 24 архиерея не высказали открыто своего отношения к совершившемуся церковному перевороту. По указанию ВЦУ в епархии были назначены уполномоченные новой церковной власти, с занимаемых кафедр были смещены не признавшие ВЦУ епископы. В этом процессе, как и в создании обновленческих епархиального управления и ячеек обновленческих групп, решающую роль играли органы государственной власти. При участии ОГПУ велось финансирование деятельности уполномоченных представителей ВЦУ на местах, а также обновленческой печати (например, журнала «Живая церковь»). К концу 1922 г. в подчинении ВЦУ находилось около двух третей из 30 тыс. действовавших храмов. Крайние взгляды лидера «Живой церкви» священника В.Д. Красницкого, декларации и программа организованной им группы вызвали негативную реакцию не только со стороны духовенства и мирян Православной Российской церкви, но и среди некоторых членов ВЦУ и активных участников нового движения. В самой группе «Живой церкви» постепенно формировалась своеобразная оппозиция в виде «левого крыла» с участием представителей сибирского, воронежского, кубанского и тульского духовенства. 20 августа 1922 г. возведённый в сан митрополита Антонин (Грановский) объявил о создании своей, отдельной от «Живой церкви» группы – «Союза церковного возрождения» (СЦВ), собрание сторонников которого состоялось 24 августа того же года в московском Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре. В августе-сентябре 1922 г. состав «Союза церковного возрождения» постепенно расширялся, главным образом, за счёт лиц, недовольных диктатом со стороны центрального комитета «Живой церкви» и лично её председателя священника В.Д. Красницкого.

 



 
PR-CY.ru