«О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

«О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» – основной закон СССР в сфере конфессиональных отношений, принятый Верховным Советом СССР 1 октября 1990 г. Отразил радикальное изменение отношений между Советским государством и религиозными конфессиями в конце 1980 гг., однако фактически не вступил в силу из-за уже развернувшегося к тому времени процесса распада СССР. В силу различных причин в СССР весь период его существования отсутствовал общесоюзный закон о конфессиональной политике. Для достижения единообразия религиозного законодательства в 1976–1977 гг. в союзных республиках были приняты правовые акты, аналогичные постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. (в редакции 1975 г.). В декабре 1981 г. в Совете по делам религий при Совете министров СССР был подготовлен предварительный вариант законопроекта «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о религиозных культах». В целом в законопроекте повторялись положения Постановления 1929 г., дополненные нормами о правовом статусе религиозных центров и священнослужителей. Особое внимание в законопроекте уделялось контролю за деятельностью религиозных организаций со стороны органов власти. Однако дальнейшая разработка законопроекта была приостановлена, что исследователи связывают с негативным отношением к новому закону председателя Совета по делам религий Владимира Алексеевича Куроедова. В ноябре 1984 г. председателем Совета по делам религий стал Константин Михайлович Харчев. Под его руководством работа над законопроектом общесоюзного закона о религиозных культах возобновилась. Приход к власти в марте 1985 г. генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва и выдвижение им в последующие годы идеи модернизации и перестройки социалистической системы, развития гласности, плюрализма мнений и демократии привели к росту общественной активности, в том числе к оживлению религиозной жизни. Между тем инициативное движение верующих граждан, требовавших регистрации своих религиозных объединений, сдерживалось жёсткими административными мерами, определяемыми как прежней практикой работы местных органов, так и архаичной правовой системой государственного регулирования деятельности религиозных организаций. В декабре 1986 г. разработанный в Совете по делам религий проект указа Верховного Совета СССР «О религиозных организациях» был направлен в Совет министров СССР. В целом документ воспроизводил действовавшие ранее нормы религиозного законодательства союзных республик, однако вносил в них и ряд существенных дополнений: религиозным организациям предоставлялись права юридических лиц, им разрешалось владеть собственностью, служители культа получали право участвовать в исполнительных органах религиозных объединений. Эти нововведения вызвали критику законопроекта со стороны большинства экспертов других ведомств, обвинивших разработчиков в «отступлении от ленинских принципов взаимоотношения государства и церкви», «повышении роли служителей культа и религиозных центров», что могло «повлечь вмешательство церкви в различные сферы государственной и общественной жизни».

 



 
PR-CY.ru