НОВЫЙ ЗАВЕТ - Страница 3

Временем интенсивного литературного творчества христиан стало время после подавления восстания иудеев и взятия римлянами Иерусалима в 70 г. Они стремились создать своё писание – благую весть об Иисусе. Появляются писаные тексты Евангелий – развёрнутые повествования, основой которых стало учение об искупительной смерти и Воскресении Иисуса. Из новозаветных Евангелий самым ранним считается Евангелие от Марка, созданное после разрушения римлянами Иерусалимского храма или во время осады Иерусалима. Согласно церковной традиции, Марк был спутником и переводчиком апостола Петра и с его слов точно записал всё, чему Пётр был свидетелем. Это самое краткое Евангелие: там нет генеалогии и истории рождения Иисуса. Евангелие от Марка легло в основу Евангелий от Матфея и Луки. Те же места в этих Евангелиях, которых нет у Марка, предположительно восходят к Q. Из-за сходства первые три Евангелия Нового Завета принято называть синоптическими (т.е. имеющими общий взгляд). Главная идея Евангелия от Марка – провозглашение Иисусом скорого наступления Царства Божьего на земле и подготовка к нему; проповедь Иисуса сопровождается исцелением больных и изгнанием нечистых духов из одержимых демонами людей. Он выступает против фарисеев и книжников (т.е. толкователей Библии), предсказывает, что Он потерпит страдания, будет казнён и воскреснет. После въезда Иисуса в Иерусалим, очищения храма от торговцев Он вступает, по существу, в конфронтацию с иудейскими священнослужителями, стража которых схватила Его. Иисус был передан римскому правителю – прокуратору и префекту Иудеи Понтию Пилату для окончательного решения, который утвердил решение Синедриона о распятии. Ранние рукописи Евангелия от Марка оканчивались тем, что женщины нашли пустую гробницу, где был похоронен Иисус, но никому не сказали об этом. Затем в более поздних рукописях в текст было добавлено окончание, в котором ученикам является воскресший Иисус. Евангелия от Матфея даёт достаточно тесные связи с иудейской традицией. В этом Евангелии Иисус говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (15:24). Некоторые христианские писатели II–IV вв. полагали, что Евангелие от Матфея первоначально было написано по-арамейски, а затем переведено на греческий язык. Но дошедший до нас новозаветный текст был написан по-гречески: цитаты из Ветхого Завета даны в нём по Септуагинте. Вероятно, существовало несколько Евангелий, приписанных этому апостолу. В Евангелии от Матфея приведена генеалогия, возводящая Иисуса через Иосифа к царю Давиду и Аврааму, тем самым подчёркивается реальный мессианизм Иисуса. В Евангелии от Матфея говорится о непорочном зачатии, о котором ангел возвещает Иосифу во сне. Иисус рождается в доме, в Вифлееме. Восточные маги (т.е. жрецы – в синодальном переводе – волхвы), которых ведёт звезда, идут в Вифлеем, чтобы поклониться Ему. Царь Ирод Великий узнаёт от них о предполагаемом рождении будущего царя Израиля и приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме, а Иосиф и Мария вместе с Иисусом бегут в Египет, откуда возвращаются после смерти Ирода и поселяются в Назарете (Галилея). В Евангелии от Матфея нравственные поучения Иисуса собраны вместе – это так называемая Нагорная проповедь, где обещается блаженство нищим духом (в науке считается, что это выражение заимствовано из кумранских текстов), жаждущим правды. В Нагорной проповеди приведены нравственные требования Иисуса: не противиться злому, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящих, молиться за обижающих… (Мф. 5:39, 44). Это Евангелие наполнено полемикой с фарисеями. В Евангелиях от Матфея и от Марка приводятся последние слова Иисуса, сказанные Им по-арамейски на кресте – цитата из библейского псалма: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34; Мф. 27:46). Евангелие от Луки написано примерно в то же время, что и Евангелие от Матфея. Автор Евангелия от Луки знал созданные до него писания: он начинает своё Евангелие обращением к некоему Феофилу, говоря о том, что многие уже рассказали о «совершенно известных нам событиях» (вероятно, имеется в виду Евангелие от Марка и наиболее ранние иудеохристианские писания). Евангелие от Луки написано прекрасным греческим языком. Согласно церковной традиции, Лука был греком, врачом из Антиохии. Он был спутником апостола Павла. У Луки также содержится генеалогия Иисуса, подробно описано Благовещение, данное Марии о рождении у Неё Сына от Духа Святого; этого сюжета нет в других Евангелиях.

 



 
PR-CY.ru