НОВЫЙ ЗАВЕТ - Страница 4

У Луки ясно выражено представление, что именно низы населения будут первыми в Царстве Божьем. Иисус, согласно этому Евангелию, рождается в яслях для скота, а Его рождение приветствуют простые пастухи. Четвёртое Евангелие – от Иоанна существенно отличается по теологии от первых трёх Евангелий. Богословие в нём уже достаточно развито. Иисус назван Словом (Логосом), которое стало плотью. В этом Евангелии нет рассказа о непорочном зачатии, опущены события, связанные с человеческой природой Иисуса, такие как моление перед арестом в Гефсиманском саду. Чудеса в этом Евангелии носят символический характер: воскресение умершего Лазаря – прообраз будущего воскресения верующих, претворение воды в вино – символ истинной веры. Церковная традиция и большинство современных учёных считают Евангелие от Иоанна самым поздним из Евангелий. В Новом Завете содержатся «Деяния апостолов», также, по всей вероятности, написанные автором третьего Евангелия. Автор не дал названия своему сочинению, оно было дано церковью позже, около 150 г. Это название не вполне отвечает содержанию, поскольку главное внимание уделено там не всем апостолам, а Петру и Павлу. В начале «Деяний» говорится о сошествии Святого Духа на апостолов, описывается Иерусалимская община верующих, которой руководили Пётр, Иоанн и Иаков, брат Господа, как его в своих посланиях называет Павел. Целью автора «Деяний» был рассказ о распространении христианства благодаря деятельности апостолов и совершённых ими чудесах. В «Деяниях» приводятся их проповеди, особенно подробно описываются путешествия Павла, его конфликты с властями и иудеями. В этих описаниях Лука выступает как достаточно объективный историк. «Деяния» обрываются на пребывании Павла в Риме в ожидании суда, которое длилось, по словам автора, два года. Павел продолжал в Риме проповедовать христианство, но о дальнейшей его судьбе ничего не сказано. Соборные послания касаются общих проблем поведения и веры христиан; учёные точно не знают, кто были их авторы. Послание Иакова, согласно традиции, исходит от Иакова, брата Господа, что маловероятно, т.к. он погиб в 64 г. Самым поздним, созданным в начале II в., считается Второе послание Петра; в нём содержится скрытая полемика с Павлом. Последняя по расположению книга Нового Завета – «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). Она адресована семи малоазийским церквам, где даётся оценка их деятельности, но основное содержание посвящено описанию видения автора, в котором предстаёт Страшный суд. Книги, входящие в Новый Завет, не сразу были выделены из основной христианской литературы как единственно богодухновенные (см. Богодухновенность). Споры по поводу священных книг побудили ортодоксальных христиан определить список принятых церковью священных книги – канон. Дошёл фрагмент такого списка конца II в. в средневековой рукописи – так называемый канон Муротори (назван по имени его открывателя). В него были включены четыре Евангелия, Книга Деяний апостолов, тринадцать посланий Павла, Послание Иуды и два послания Иоанна (неясно, какие из трёх), «Апокалипсис» Иоанна и «Апокалипсис» Петра (последний признали не все верующие). В IV в. Василий Кесарийский (около 330 – 379 гг.) в «Церковной истории» разделил писания христиан на принимаемые единодушно, спорные и осуждённые. К первым он отнёс четыре Евангелия, Послания Павла, Первое послание Петра и Первое послание Иоанна. Он отмечает, что сомнения вызывает подлинность «Апокалипсиса» Иоанна. К спорным причисляет Послания Иакова, Иуды, Второе послание Петра, Второе и Третье послания Иоанна. Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.) считает, что остальные христианские писания должны быть отвергнуты. Самая древняя дошедшая до нас рукопись священных книг – Синайский кодекс (IV в.), в который включены писания Ветхого и Нового Заветов, а также Послание Варнавы и «Пастырь» Гермы (его отвергает канон Муратори, как созданный сравнительно поздно). В 363 г. Лаодикийский собор утвердил канон Ветхого и Нового Заветов, а в 369 г. александрийский епископ Афанасий в своём послании дал окончательный перечень книг Нового Завета.



 
PR-CY.ru