НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - Страница 4

Существенной разницей исследователи называют, однако, то, что в качестве моделей для распевания франко-фламандские композиторы брали не только духовные сочинения, но и светские многоголосные песни (например, месса Обрехта «Fortuna desperate», основанная на музыкальном материале одноимённой многоголосной французской шансон), а также в большей степени пользовались индивидуальной композиторской свободой в обработке избранного материала. Композиторы нидерландской школы нередко закладывали в основание музыкальной формы числовые закономерности, регулирующие её пропорции и имеющие символическое значение (например, троичность и др.). Так, считается, что Гийом Дюфаи спроецировал на временные пропорции частей своего мотета «Nuper rosarum flores», написанного к освящению 26 марта 1436 г. купола Флорентийского собора (архитектор Филиппо Брунеллески), некие пропорции храмовой архитектуры. Исследователи отмечают, что основными духовными жанрами в творчестве франко-фламандских композиторов были латинская месса, «Magnificat», мотет. Вместе с тем их композиционно-технические приёмы (в частности, имитационная полифония) распространились и на светскую музыку эпохи Ренессанса (итальянские мадригал и фроттола, французский шансон и немецкая многоголосная песня) соответственно на французском, итальянском, фламандском, немецком и других языках. Самым плодовитым композитором, отдавшим дань практически всем жанрам своего времени, традиционно считается представитель последнего поколения нидерландской школы Орландо ди Лассо. Исследователи отмечают, что одна из особенностей его творчества, граничащего в некоторых проявлениях с музыкальным маньеризмом следующего века, – то, что он не только сочинял во всех жанрах, но и в исключительных случаях смешивал их, вплетая в светские песни церковные напевы ради пародийного эффекта – уже в значении этого термина, характерного для Нового времени. Хотя понятие строгого письма по традиции исследователи относят к вокальной полифонии, по крайней мере, светская музыка франко-фламандских композиторов подразумевала возможное участие инструментов. В XVI в. на праздничных службах инструменты могли поддерживать звучание вокального ансамбля. Влияние нидерландской школы распространялось на европейскую музыкальную культуру и после эпохи Возрождения. В полифонической технике франко-фламандских композиторов идеи для творчества черпали многие выдающиеся композиторы последующих эпох – Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Сергей Иванович Танеев, Игорь Фёдорович Стравинский, Антон Веберн, Арво Пярт и др.



 
PR-CY.ru