НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА, франко-фламандская школа – направление в западной церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во второй трети XV в. – конца XVI в. В 1828 г. итальянский музыковед аббат Джузеппе Баини выдвинул идею деления истории европейской музыки XV–XVI вв. на четыре эпохи, каждую из которых представляет группа ведущих композиторов, олицетворяющих её стиль, жанры, технику письма. Годом позже австрийский музыковед Рафаэль Георг Кизеветтер ввёл термин «нидерландская школа», разделив её на три эпохи; в качестве главного представителя первой эпохи назвал Жоскена Депре, второй – Адриана Вилларта, третьей – Орландо ди Лассо. В 1834 г. Р.Г. Кизеветтер предложил деление на две школы, отнеся указанных композиторов к «новой» (второй) школе, в «старую» (первую) он включил Гийома Дюфаи и Якоба Обрехта. В первой трети ХХ в. западные учёные подвергли пересмотру и периодизацию, и само понятие «нидерландская школа», установив, что новые тенденции в музыкальном искусстве первой половины XV в. имеют северо-французское происхождение. «Принципиальной художественной заслугой этой эпохи (как в музыке у Гийома Дюфаи, так и в живописи у Яна ван Эйка) является, по мнению Генриха Бесселера, осуществление перехода от «готики» к собственно «нидерландской эпохе», начинающейся с поколения Йоханнеса Окегема. Этот переход, который произошёл в искусстве того времени, связывается им с возвышением… Бургундского герцогства». В свою очередь, мастера «бургундской школы» испытали влияние английского композитора Джона Данстейбла. По мнению Пола Генри Ланга, предложившего в 1939 г. термин «франко-фламандская школа», «французы, нидерландцы и итальянцы, также испанцы и поляки вносили свой вклад в универсальную европейскую музыкальную культуру, которая фактически не имела географических разделений». Тем не менее, наименование «нидерландская школа» имеет право на существование, если принять во внимание, что её представители были выходцами из Исторических Нидерландов, и если считать, что оно не указывает на географические рамки, поскольку нидерландские композиторы работали практически по всей Европе. В последнее время принято выделять пять поколений композиторов нидерландской школы. К первому поколению исследователи относят Гийома Дюфаи (около 1397 – 1474 гг.) и Жиля Беншуа (около 1400 – 1460 гг.). Гийом Дюфаи работал в Камбре, Римини, Болонье, Риме, во Флоренции, в Савойе; Жиль Беншуа – в Монсе, Лилле, Суаньи. Ко второму поколению исследователи относят Йоханнеса Окегема (около 1410 – 1497 гг.), который работал в Антверпене и Мулене (Франция), Париже и Туре.

 



 
PR-CY.ru