НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - Страница 2

Композиторы третьего поколения – Жоскен Депре (около 1450 – 1521 гг.) и Якоб Обрехт (1457/1458 – 1504/1505 гг.); первый работал в Экс-ан-Провансе, Милане и Риме, Ферраре и Конде-сюр-л'Эско, второй – в Утрехте, Камбре, Брюгге, Антверпене. Адриан Вилларт (около 1490 – 1562 гг.), главная фигура четвёртого поколения, работал в Ферраре и Венеции, где стал основателем так называемой венецианской школы. Самый известный представитель пятого поколения, Орландо ди Лассо (1532–1594 гг.), жил в разных городах Италии, а также в Монсе, Антверпене и Мюнхене. Кроме упомянутых к нидерландской школе исследователи относят Антуана Бюнуа, Луазе Компера, Александра Агрикола, Хенрика Изака, Пьера де ла Рю, Антуана Брюмеля, Николя Гомберта, Якоба Аркадельта, Якоба Клеменса, Чиприано де Роре, Филиппа де Монте и др. Многие из названных композиторов были певчими, регентами в капеллах крупных церквей, вплоть до папской, также в аристократических капеллах; некоторые имели духовный сан. Творчество франко-фламандских композиторов – крупнейшее явление эпохи Возрождения, рафинированное искусство полифонического письма, подытожившее длительное развитие западного церковного многоголосия (начиная с IX в.). Исследователи отмечают, что несмотря на наличие теоретических трактатов, композиторское образование носило замкнутый, цеховой характер полуустного предания, передававшегося от учителя к ученику. Особенно удивителен для исследователей уровень полифонического мастерства при отсутствии партитурной записи произведений (партитура появилась лишь после эпохи франко-фламандцев), хотя её ранние формы существовали в учебной практике и, как полагают исследователи, использовались в процессе сочинения (в виде tabula compositoria). Даже если иметь в виду представление о звучании полифонического целого на основании сведения в уме воедино партий отдельных голосов сочинения, что представляется исследователям трудоёмким и громоздким, оно не может сравниться с той возможностью мысленно слышать музыку в реальном времени, которую даёт партитура Нового времени. Тем не менее, история нидерландской школы, по мнению исследователей, представляет собой неуклонную эволюцию полифонического письма, которая выражалась в последовательном обретении голосами самостоятельности и равноправия; при этом парадоксальным образом повышалась степень их согласованности друг с другом, вовлечённости в единое, постепенно формирующееся гармоническое пространство. Исследователи отмечают, что в конечном счёте эта эволюция представляет собой медленный процесс осознания, развития и утверждения имманентно-музыкальных законов, процесс очень плавного, растянувшегося на века перехода к новому переживанию музыкального времени – не как времени, заданного и обусловленного распеванием богослужебного текста, измеряемого событиями, происходящими в автономно-музыкальной чистой звуковой сфере.

 



 
PR-CY.ru