НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - Страница 3

Важнейшими из таких событий оказываются проведения кратких узнаваемых мелодических оборотов, передаваемых из голоса в голос, т.е. формирование автономно-музыкального тематизма в рамках имитационной полифонической техники (первая её вершина – в творчестве Жоскена Депре). Вместе с тем изначально и практически до конца эпохи Возрождения франко-фламандская музыкальная композиция сохраняет связь с богослужебным григорианским пением, будучи в той или иной мере искусной полифонической вариацией на помещаемый (часто в теноре) традиционный напев (техника письма на «cantus firmus» – «твёрдый напев»). Как правило, этот напев, будучи чаще всего изложен крупными длительностями и скрыт в толще прочих голосов, а иногда и расчленён на фрагменты, не слышен как отдельная мелодия. Однако исследователи отмечают, что его присутствие не может не влиять на музыкальную организацию целого, т.к. образует своего рода звуковысотный и ритмический остов, с которым прочие голоса согласуются по рисунку и интервальным отношениям. Особый подход к диссонансу, всегда приготовленному и правильно разрешённому, позволил исследователям назвать франко-фламандское письмо начиная с последней трети XV в. «строгим стилем», обобщённые правила которого до сих пор являются нормами школьной полифонии. К середине XVI в. присутствие голоса, содержащего «cantus firmus», становится необязательным, музыкальный тематизм сочиняется композитором индивидуально. Опосредованная связь с григорианской монодией остаётся только через соблюдение в голосах норм старинной ладовой системы – восемь церковных тонов (см. Глас, Осмогласие), которая с середины XVI в. также подвергается секуляризации, начиная с трактата Глареана «Додекахорд». В то же время древний принцип музыкальной формульности, присущий григорианскому хоралу, неожиданно воспроизводится в совершенно новом виде – как метод пародии (исследователям известны мессы-пародии, мотеты-пародии, «Magnificat»-пародии). Его суть заключается в отказе от сочинения самостоятельного мелодического материала, в качестве отправной точки композиции используются (т.е. буквально или частично цитируются) фрагменты многоголосия уже существующих сочинений. В циклической композиции (например, в мессе-пародии) то или иное распределение цитируемого материала способствует архитектоническому упорядочению целого и его музыкальному единству. В современной православной клиросной практике пение на подобен и, шире, приспособление того или иного богослужебного текста к имеющемуся песнопению (например, херувимская песнь на подобен «Благообразный Иосиф») отдалённо родственны ренессансной технике пародии.

 



 
PR-CY.ru