НЕОФИТ I КРИТЯНИН, Кретянул - Страница 4

Первая часть документа Константина Маврокордата включала следующие положения: об освобождении монастырей от налогов; о регламентации обязательств игуменов; об освобождении от уплаты дани священнослужителей; о компетенции архиереев на определённых территориях. Освобождение от уплаты налогов монастырей и клира, а также придворных бояр, их детей и наследников имело много общего с тем, что происходило в отношении привилегированных сословий в Австрии, Венгрии и Польше. Вместе с Константином Маврокордатом Неофит Критянин внёс свой вклад в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости. Ликвидация этого института была осуществлена посредством ряда мер, принятых в 1745–1746 гг. и призванных укрепить господарскую власть и улучшить фискальную систему. В рамках политики реформ предлагались различные способы увеличения числа налогоплательщиков, включая возвращение в страну тех, кто бежали вследствие войн и крепостного угнетения. Так, 25 ноября 1745 г. диван Валашского княжества издал грамоту, основу которой составила анафора (доклад, адресованный господарю одним из высокопоставленных приближённых), подписанная Неофитом Критянином и вельможами: «Посовещавшись, решили, что те, кто приедет в страну, могут поселиться в любом месте, где им понравится, и пребывать в мире и согласии 6 месяцев, не платя никаких налогов, а по истечении 6 месяцев брать по 5 талеров за человека». Положения этой грамоты были закреплены документом, утверждённым диваном княжества 1 марта 1746 г. В нём Неофит Критянин, выступая против крепостного права, указывал, что это старый институт, «несправедливый, бесполезный и противоречащий принципам христианской веры». На заседании дивана, где обсуждался вопрос об изгнанниках, которые были крепостными, Константин Маврокордат спросил митрополита о том, надо ли препятствовать возвращению беженцев и следует ли оставлять в крепостной зависимости вернувшихся. Неофит Критянин отвечал, что если приехавшие по зову господаря окажутся снова в крепостном состоянии, господарем будет совершён большой грех, и его душа испытает муки в другой жизни, поскольку «именно это решение станет основой их рабства». Во избежание этого, по убеждению Неофита Критянина, необходимо освобождать вернувшихся на свою землю крестьян. Твёрдая позиция предстоятеля церкви убедила других членов дивана и положила начало процессу реформирования, который привёл к ликвидации крепостного права в Валахии. Положения грамоты от 1 марта 1746 г. относились только к ситуации с возвращением беглых крепостных из-за границы, но затем они повлияли на создание условий для социальной эмансипации всех зависимых крестьян в Валахии. Так, Неофит Критянин уже через две недели после своего выступления в диване, 15 марта, освободил без возмещения убытков всех церковных крепостных крестьян, принадлежавших митрополии. Акт от 5 августа 1746 г., принятый диваном княжества под руководством Неофита Критянина, показывает, что последнее сопротивление крепостников в Валахии было сломлено, и крепостное право было ликвидировано. В акте особо подчёркивалась морально-христианская составляющая предоставления крестьянам свободы: удержание в рабстве православных христиан – дело, пагубное для души, в то время как их освобождение по доброй воле от рабского состояния зачтётся как благое деяние.

 



 
PR-CY.ru