НЕОФИТ I КРИТЯНИН, Кретянул - Страница 3

Законно этот титул за митрополитом Унгро-Влахийским был закреплён во время господарства в Валахии Александру Ипсиланти (1774–1782 гг.): 10 октября 1776 г. грамоту о назначении митрополита Унгро-Влахийского Григория II подписал Константинопольский патриарх Софроний II. Несмотря на то, что статус наместника Кесарии Каппадокийской у Неофита Критянина был временным и неофициальным, это не помешало Константинопольскому патриарху Паисию II отправить Неофиту Критянину после утверждения в Константинополе его кандидатуры акт (экдосис) от 18 августа 1746 г. на назначение и интронизацию на Александрийский патриарший престол Ливийского митрополита Матфея Псалта, духовника Константина Маврокордата. Это означало, что патриарх не намеревался приезжать в Бухарест, а уполномочил Неофита Критянина как лицо, занимавшее в системе Константинопольской церкви второй после патриарха пост (т.е. наместника Кесарии Каппадокийской), поставить Александрийского патриарха. Исследователи отмечают, что в дневнике Неофита Критянина также содержатся сведения об этом событии: митрополит писал, что он находился в своей первой пастырской поездке по Валахии, когда от господаря пришёл приказ прибыть в Бухарест. В результате Неофит Критянин покинул Тырговиште и 1 сентября прибыл в валашскую столицу. В переписке с Константинопольской патриархией за 1741 г. Неофит Критянин коснулся ряда вопросов канонического права. Так, он спрашивал, при каких условиях можно разрешать протестантам и католикам переходить в православие, и получил ответ, что в таких случаях достаточно совершения миропомазания. Также в качестве экзарха (plaiurilor), т.е. представителя Константинопольской патриархии на территориях Трансильвании, непосредственно примыкающих к границам Валахии, Неофит Критянин ходатайствовал о проведении канонических консультаций относительно возвращения в православие многих клириков, рукоположённых и хиротонисанных в Трансильвании «владыкой Ардяла, господином Иннокентием (Мику-Кляйном), который совершил унию с папистами» – т.е. принявших унию. По мнению Синода, диаконов и священников из трансильванских румын, которые были рукоположены «латинянами» (т.е. католиками, а не лютеранами или кальвинистами, чьё духовенство не было признано Константинопольской патриархией), можно было бы принять обратно в лоно православия через принесение ими письменного покаяния. Исследователям известно, что при Неофите Критянине произошло девять таких случаев. В документах отражена глубокая вовлечённость Неофита Критянина в процесс реорганизации государственной жизни, инициированный Константином Маврокордатом после возвращения Олтении в состав Валахии вследствие подписания Белградского мира, завершившего Русско-австро-турецкую войну 1735–1739 гг. Считается, что именно предстоятель Валашской церкви побудил господаря к кодификации привилегий и обязательств клира, что нашло отражение в Органическом статуте от 7 февраля 1741 г., опубликованном в 1742 г. в журнале «Mercure de France» под заголовком «Конституция».

 



 
PR-CY.ru