НЕВМЫ - Страница 4

2. Традиции рукописей с диастематическими невмами и систем нотации смешанного типа: аквитанская (по названию исторической области Аквитания), например, в «Градуале» XI в. из монастыря Сент-Ирье близ Лиможа; беневентанская – «Градуал» XII в.; «Тонарий» XI в. из Монпелье – параллельная нотация адиастематическими французузскими невмами и буквами латинского алфавита от «a» до «p» («неоктавная» буквенная нотация). Чаще других представлены в рукописях и подробнее исследованы невмы санкт-галленской традиции. Примером песнопения с адиастематической невменной нотацией исследователи называют респонсорий мессы на второе воскресенье Адвента «Ex Sion species decoris eius» в «Кантатории». Текст распет в изысканном мелизматическом стиле: невмы выходят далеко за пределы текста и накладываются друг на друга. Исследователи отмечают, что санкт-галленская традиция идентифицируется по графике невм, по различным уточняющим буквам (c, t, x и др.), а также по характерной эпиземе (episeme; интерпретируется как ритмическое удлинение либо как динамический акцент) – горизонтальной черте над базовой графемой. То же песнопение с диастематической невменной нотацией аквитанской традиции представлено в «Градуале из Сент-Ирье». Благодаря точному расположению невм по вертикали звуковысотный контур мелодии уверенно расшифровывается, несмотря на отсутствие линеек и ключа. Примером поздней невменно-линейной нотации (вторая эволюционная фаза) может служить, по мнению исследователей, секвенция «Dies irae» в графике беневентанской невменной традиции, середина XIII в. Тонкость исполнительской и «литургико-семантической» разметки молитвословных текстов, типичная для памятников невменной нотации (орнаментальные, ритмические, ликвесцентные невмы, эпиземы, уточняющие буквы и т.д.), была утрачена с установлением линейной нотации, для которой система «исполнительских» графем (динамических и агогических нюансов, темповых и других обозначений) была создана заново в течение нескольких столетий. Памятники западной невменной нотации имеют большое значение для христианской церковно-певческой традиции и науки. Начиная с последних десятилетий XX в. они также оказались востребованными светскими музыкантами, практикующими так называемое аутентичное исполнительство (англ. historically informed performance practice). Исследователи отмечают, что неоднозначность расшифровки памятников невменной нотации (особенно адиастематических), с одной стороны, и скудость свидетельств об интерпретации невм в средневековой теории музыки, с другой стороны, открывают простор для многообразных (порой спорных, но интересных) исполнительских трактовок (например, французского ансамбля «Органум» под руководством Марселя Переса). Наиболее значительные невменные рукописи были изданы факсимильно монахами-палеографами, работавшими в Солемском аббатстве, в серии «Paléographie musicale». Несколько факсимиле такого же рода было опубликовано в серии «Monumenta palaeographica gregoriana» («Münsterschwarzach», 1986–1989 гг.). Обе нотные серии сопровождаются научными комментариями, в основном, источниковедческого характера. В XXI в. электронные цветные факсимиле памятников невменной нотации стали доступны (как правило, в невысоком разрешении) в сети Интернет.



 
PR-CY.ru