НЕВМЫ

НЕВМЫ – музыкальный термин. I. Основной тип графем в системах нотации для записи богослужебного пения, которые распространились в Средние века в Византийской империи и в ареале её влияния (см. Византийская нотация), в Древней Руси (см. Кондакарная нотация, Знаменная нотация, Демественная нотация, Казанская нотация, Путевая нотация), в Армении (см. Хазы), на латинском Западе. Исследователи отмечают, что в древнейших сохранившихся рукописях с невмами последние не указывают определённо высоту и ритмические длительности музыкальных звуков; основное их предназначение – напомнить певчему ранее разученную им мелодию. В ходе эволюции богослужения музыкальный репертуар сильно расширился, вследствие чего нотация была существенно развита и модернизирована таким образом, что опытные певчие могли больше не запоминать распевы, а воспроизводить их «с листа»; кроме того, более точная запись была удобнее в процессе обучения пению и для фиксации всех вариантов распева. Первые образцы невм в Западной Европе датируются IX в., время расцвета невм – X–XII вв., поздние образцы относятся к XIII–XIV вв. Самое раннее упоминание об использовании невм в теоретических текстах – у Аврелиана из Реоме (середина IX в.) в «Musica disciplina» (в конце IX в. Хукбальд писал уже о нескольких видах невм). Невменная нотация использовалась преимущественно для письменной фиксации литургической монодии (псалмодия, все жанры/формы григорианского пения, тропы, секвенции и другие жанры гимнографии). Исследователи гипотетически связывали происхождение западных невм с жестами хирономии (Андре Мокеро, Мишель Югло), с шартрской разновидностью византийской нотации (Константин Флорос) или с византийскими экфонетическими знаками, со знаками античной просодии, заимствованными из сочинений латинских или византийских грамматиков (Эдмон де Кусмакер, Жозеф Потье, Андре Мокеро, Чарльз Аткинсон, Г. Суньоль, Эжен Кардин), со знаками пунктуации (Лео Трейтлер). Однако однозначных данных о зависимости невм от перечисленных систем нет. На связь с византийской традицией могут указывать греческие или псевдогреческие названия некоторых невм. Западные невмы исследователи классифицируют по разным параметрам – единообразной и общепризнанной классификации нет (русская традиция перевода латинских названий невм не устоялась, поэтому в данной статье оригинальные латинские названия употребляются наряду с русскими). По количеству звуковысот, охватываемых одной графемой, невмы исследователи обычно делят на простые (один звук): пункт (punctum/punctus), вирга (virga), трактул (tr) – и составные (несколько звуков). Составные невмы по способу записи исследователи делят на: 1) лигатуры (от лат. «ligo» – «связываю»), которые писали слитно, не отрывая пера, например, кливис/флекса (clivis/flexa), пес/податус (pes/podatus), тóркул (torculus), поррект (porrectus), и 2) конъюнктуры (от лат. «coniungo» – «соединяю»), которые писали раздельно, с отрывом пера, например, климак (climacus) и скандик (scandicus). По критерию функционирования в музыке исследователи выделяют группу орнаментальных невм, среди которых – квилизма (quilisma), ориск (oriscus), пресс (pressus), салик (salicus), и группу ликвесцентных невм (от лат. «liquesco» – «становиться ясным, проясняться»), например, ликвесцентная вирга, ликвесцентный пёс, или эпифон, ликвесцентный кливис, или цефалик (virga liquescens, pes liquescens / epiphonus, clivis liquescens/cephalicus).

 



 
PR-CY.ru