НЕВМЫ - Страница 2

С помощью ликвесцентных («проясняющих») невм певчие церковного хора (разного этнического происхождения и с разным культурным багажом) могли точнее определить, как единообразно произносить/распевать то или иное латинское слово: например, слово «adiutor» следует распевать на три (a-dju-tor), а не на четыре (a-di-u-tor) слога (по этой «фонетической» причине ликвесцентные невмы не встречаются в мелизмах). Невмы апострофа, бистрофа, тристрофа и тригoн (apostropha, distropha/bistropha, tristropha, trigon) в некоторых классификациях именуются ритмическими. Кроме базовых графем и их наиболее часто встречающихся комбинаций в невменной нотации использовались дополнительные символы – буквы латинского алфавита и эпиземы, содержавшие указания на ритмику, динамику, украшения, темп и т.д., а также выделявшие в песнопении элементы его структуры и риторически (литургически) значимые синтагмы. В такой функции использовались, в частности, так называемые уточняющие (обозначающие) буквы (litterae significativae); точное значение некоторых из них (например, f, g, k) исследователям неизвестно. Большую часть невм (например, виргу, пёс, кливис) в настоящее время исследователи интерпретируют однозначно. Значение ряда невм (особенно орнаментальных и ритмических) является предметом научной полемики на протяжении многих десятилетий. Например, квилизму, которая в невменных памятниках никогда не употребляется отдельно, но всегда связана лигатурой с последующей невмой (обычно это пёс, реже скандик), одни исследователи (Л. Августони, Й. Б. Гёшль) интерпретировали как полутоновое глиссандо (от высоты, означенной квилизмой, к высоте, означенной пёсом), другие (Эжен Кардин) – как «лёгкую», проходящую ноту (линейный неустой) между предыдущей и последующей нотами, трактуемыми как ладомелодические устои; третьи (Дэвид Хайли) считают, что квилизма (в наиболее употребительных, малотерцовых ходах) указывала на диатонический полутон. Необходимость такого указания исследователи объясняют тем, что изначально невмы не передавали точную высоту тона (требуемая точность была достигнута позднее, с наступлением эры линейной нотации). Впрочем, во многих случаях полутоновый ход нотировался без квилизмы, «обычными» невмами. Известный немецкий медиевист Петер Йозеф Вагнер в начале XX в., как полагают исследователи, под влиянием популярной в те годы идеи «ультрахроматической» музыки, выдвигал гипотезу, что некоторые невмы (например, тригон) могут означать «четвертитоны». Современные исследователи (Дэвид Хайли и др.) считают, что оснований для такого рода утверждений в средневековой теории музыки и в самих памятниках нотации недостаточно. С точки зрения «нотографической» логики исследователи различают следующие разновидности невменной нотации. 1. Адиастематическая. По взаиморасположению невм исследователи не могут судить о направлении мелодического движения, тем более о конкретных музыкальных интервалах. Памятники адиастематической невменной нотации (преимущественно IX–X вв.) не поддаются расшифровке, для их изучения широко применяется ретроспективная экстраполяция: звуковысотные, исполнительские и другие значения адиастематических невм исследователи выводят из позднейших записей тех же распевов. 2. Диастематическая, в которой невмы соотнесены друг с другом по вертикали, что даёт представление о контуре мелодии.

 



 
PR-CY.ru