НЕВМЫ - Страница 3

В ранних диастематических рукописях (XI в.) интервалы расшифровываются с некоторой долей условности, в поздних (даже при отсутствии линеек) звуковысотная линия расшифровывается уверенно и однозначно. 3. Смешанная, или невменно-линейная (первая эволюционная фаза), в которой помимо диастематического расположения невм добавляется одна или две цветные ключевые линейки (обычно F и C), относительно которых точно определяются другие высоты (изобретение этой разновидности нотации приписывается Гвидо Аретинскому). 4. Смешанная, или невменно-линейная (вторая эволюционная фаза): оригинальные невмы расположены на линейном нотоносце с ключами F и C; количество линеек переменно (три или четыре); высотное местоположение ключей на линейках (во избежание добавочных линеек) варьируется; звуковысотность расшифровывается однозначно. К невменной нотации церковная традиция относит и квадратную нотацию, которую, строго говоря, исследователи считают разновидностью линейной. Квадратная нотация – логически завершающая фаза невменной системы: унифицированные (стилизованные) невмы располагаются на четырёхлинейном нотоносце с ключами F и C, что делает возможной точную интерпретацию звуковысотности. Особая разновидность невменно-линейной нотации – готическая нотация, получившая распространение в XII–XV вв. в Германии и на землях, находившихся в сфере её культурного влияния. В обеих системах ритм традиционно не нотируется. Невменную нотацию во всех её исторических и «логических» фазах в учебных целях иногда представляют как единую, графически унифицированную систему. Исторически существовало множество региональных невменных традиций (иногда также называемых школами), со стабильной и хорошо идентифицируемой местной графикой. Исторически наиболее значимыми традициями являются следующие. 1. Традиции рукописей c адиастематическими невмами: лотарингская (по названию исторической области Лотарингия), или мецская (от названия города Мец), наиболее известный источник – «Градуал» конца IX в. или начала X в.; бретонская (по названию исторической области Бретань), главный источник – «Градуал» X в. (утрачен во время Второй мировой войны, сохранились монохромное факсимиле рукописи); санкт-галленская (по названию аббатства Санкт-Галлен в Швейцарии), или немецкая, источники – «Кантаторий», «Градуал», «Антифонарий» Харткера, «Градуал Einsiedeln» (все эти рукописи датируются, главным образом, X в.); южно-итальянская, или беневентанская (по названию монастыря в Беневенто), например, в «Миссале» и «Градуале» XI в.; центрально-итальянская, например, в «Градуале» и «Тропарии» первой трети XI в.; испанская, или вестготская (примеры: «Леонский Антифонарий» X в., «Антифонарий» из монастыря святого Доминика Силосского (близ Бургоса) X в.)). Разнообразие стилей невм и небольшие, но стабильные различия в мелодических версиях разных традиций свидетельствуют, по мнению исследователей, в пользу гипотезы о полицентричной и диахронной записи песнопений, осуществлявшейся по памяти. Самые ранние полностью нотированные «Градуалы» (содержат изменяемые песнопения мессы) датируются концом IX в., а «Антифонарии оффиция» – приблизительно столетием позже (этот факт пока не получил в науке общепринятого объяснения).

 



 
PR-CY.ru