МАШКОВ Илья Иванович - Страница 5

В 1923 г. он и его соратники по «Бубновому валету» проводят «Выставку картин», которая доказывает, что станковая картина по-прежнему жива. В 1924 г. И.И. Машков создал картины «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы», ставшие классикой советской живописи. В 1924 г. он участвовал в XIV Международной выставке в Венеции и в «Выставке русского искусства» в США. В середине 1920 гг. И.И. Машков много работает в Крыму (Бахчисарай, Гурзуф, Артек, Ливадия, Дюльбер, Симеиз), пишет пейзажи, портреты; в 1925 г. становится действительным членом общества «Московские живописцы», в 1926 г. вступает в члены АХРР; в 1927 г. совершает поездку в Грузию и Армению; участвует в ретроспективной выставке художников группы «Бубновый валет» в Третьяковской галерее. В 1928 г. И.И. Машкову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств» РСФСР. В том же году он стал членом-учредителем Общества московских художников, в состав которого входит основное ядро бывшего «Бубнового валета»: А.В. Куприн, И.И. Машков, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк, сохранившие своё пристрастие к живописности и не утратившие свежести и полнозвучности палитры. В 1932 г. был образован Союз советских художников, и Машков был избран в правление его Московского отделения, но, по-видимому, эта должность тяготила художника. Не случайно в начале 1930 гг. он всё больше времени стал проводить далеко от Москвы, в своей родной станице Михайловской. Приехав туда после долгого перерыва в 1930 г., художник был поражён изменениями, которые произошли за время его отсутствия: «На всём лежала печать разрушенности, одичалости, заброшенности». И.И. Машков, преодолев первое тягостное впечатление от состояния разрухи, решает помочь своим землякам попытаться вернуть былую благодать этих мест. Он обратился к жителям Михайловской, предложив преобразовать станицу в образцовый агро-городок, где жители будут не только работать на полях, но и объединятся вокруг создания Дома социалистической культуры, своеобразного культурно-просветительского центра, клуба нового типа, который был открыт 7 ноября 1931 г. В его записках перечисляются в качестве составляющих ДСК: кинотеатр, библиотека, краеведческий музей, колхозный университет, радиоузел, техническая станция, ботанический сад, дом отдыха для колхозников. Несмотря на всю утопичность этого проекта, Дом социалистической культуры работал в 1930 гг. с полной нагрузкой, и, безусловно, сыграл большую роль в просвещении местного населения. А Машков, кроме того, что был вдохновителем и главным организатором клубной работы, устраивал там регулярно свои выставки, на которых экспонировались портреты односельчан, пейзажи и натюрморты, написанные в Михайловской. Эти выставки оказались во второй половине 1930 гг. почти единственной возможностью показать свои новые работы. Дело в том, что официальная критика дружно осуждала И.И. Машкова за нежелание написать «настоящую революционную картину». Единственной серьёзной «официальной работой того времени стала серия панно для банкетного зала гостиницы «Москва». Во второй половине 1930 гг. И.И. Машков принимал активное участие в создании Ново-Абрамцевского посёлка художников, входил в состав его правления, подолгу жил в своём дачном доме, писал там натюрморты и пейзажи. Во время Великой Отечественной войны И.И. Машков не уезжал в эвакуацию. С января 1942 г. в госпитале в Лефортове писал и рисовал портреты раненых и сотрудников госпиталя, устраивал там выставки своих картин и рисунков. За эту работу он был награждён почётной грамотой Военного совета Московского военного округа. 20 марта 1944 г. Илья Иванович Машков скоропостижно скончался на даче в Абрамцеве и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Первая персональная выставка его работ состоялась в Москве и Ленинграде только в 1956 г.



 
PR-CY.ru