МАШКОВ Илья Иванович - Страница 4

И.И. Машков тоже участвовал в выборе имени для будущей выставки: «Мне же нравилось это название тем, что я представлял арестанта, на спине которого был бубновый знак. Мне казалось, что этот бубновый арестант не должен в то время никого признавать, ничего не бояться». В последние дни накануне выставки И.И. Машков почти не появлялся в доме Экономического общества офицеров на Воздвиженке, где всё готовилось к открытию, назначенному на 10 декабря 1910 г. Он дописывал свой «главный» экспонат, до настоящего времени считающийся классическим образцом картины «Бубнового валета». Участник выставки вспоминал: «…Зрителям представилось зрелище настолько неожиданное, что первое время трудно было сообразить, что сие произведение означало. Изображены были два голых человека исполинских размеров, одетые в трусы, смуглого чёрного цвета, с мышцами, как у борцов, с выпученными глазами, посаженные на длинный диван; на полу лежали штанги и гири. Эти два человека оказались: один – сам Илья Иванович и другой – П.П. Кончаловский. Вещь была написана хлёстко, талантливо…» И.И. Машков и П.П. Кончаловский, как, впрочем, их соратники по «Бубновому валету», очень увлекались в то время атлетической гимнастикой и борьбой. Кроме этой работы И.И. Машков экспонировал на выставке ряд натюрмортов и портретов. Образцом портретного жанра «Бубнового валета» может служить «Портрет Варвары Петровны Виноградовой». И.И. Машков полностью подчиняет модель своим живописным задачам. Это не индивидуальная характеристика портретируемого, а создание живописно-орнаментальной композиции, где художника одинаково занимают и его модель, и фон, на котором она располагается (не случайно бытование второго названия этой картины – «Женщина на фоне обоев»). Похожее отношение к модели демонстрируют и портреты Евгении Ивановны Киркальди и Ф.Я. Гессе, более известный как «Дама с фазанами». Художник создаёт гротесковый образ «красавицы», который сложился в городском мещанском лубке начала ХХ в. Середина 1910 гг. – время, когда дарование И.И. Машкова раскрывается в полной мере. Его работы экспонируются на выставках в России и за границей. В 1915 г. в Третьяковскую галерею с выставки «Художники – товарищам воинам» были приобретены два его произведения – натюрморты «Камелия» и «Тыква». В 1916 г. художника избрали в члены общества «Мир искусства», он участвует в «Выставке современной русской живописи» в Петрограде, где ему был отведён целый зал. 1917-й год стал для И.И. Машкова (как и для многих его современников) годом больших надежд. Можно вспомнить Владимира Маяковского: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя Революция!» Перед искусством сразу же возникли новые задачи, и, в первую очередь, ответить на запросы новых зрителей, приобщить к культуре невиданные прежде массы людей. Многие художники работали в государственных органах, призванных осуществлять новую культурную политику. В 1917 г. И.И. Машков стал членом президиума Совета организаций художников Москвы (бюро этого Совета размещалось в его мастерской); принимал активное участие в работе комиссии по выработке проекта нового устава Московского училища. В 1918 г. избран членом Коллегии ИЗО Наркомпроса; с сентября начал преподавать в II Свободных государственных художественных мастерских (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества). И.И. Машков в начале 1920 гг. своим творчеством старался доказать, что и в новом государстве надо сохранить искусство живописи. При этом его живопись по-прежнему не копирует, но изучает природу. В его картинах всё подчинено целостности живописного решения.

 



 
PR-CY.ru