МИЛИЙ, Милес - Страница 6

В славянской традиции память Милия и его учеников находится в составе славянского перевода византийского Синаксаря группы В* (по классификации Ипполита Делеэ), осуществлённого в XI–XII вв. (ближайшие аналоги греческого оригинала – рукопись и «Минологий императора Василия II»), под 13 ноября славянский и греческий тексты опубликованы в «Славяно-русском Прологе» по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть «Пролога» краткой редакции) за сентябрь-февраль / Изд. подгот.: Л.В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Славянская память содержит те же сведения (и те же искажения), что и византийская: Милий был епископом в персидском городе, рукоположил его «Вифрапут, епископ Геддигова града», был убит Мисфофарем «цесарским» (греч. – «царёк») и его братом Нирсой мечом в сердце; по предсказанию святого, «царёк» и его брат убили друг друга в ссоре (не на охоте, как в других греческих вариантах памяти). Учеников у Милия, согласно славянской памяти, было трое: Еворий, Папа и Севой диакон (если не считать «папа» приложением к Еворию; ср. в пространной редакции Пролога «Евория попа»), они были забиты палками («дрекольем»). В большинстве южнославянских списков «Пролога» текст памяти Милия и заголовок следующей памяти пропущены, так что у памяти Милия оказывается другой текст. В пространной редакции «Пролога», созданной на Руси в конце XII в., память Милия и его учеников была незначительно переработана без обращения к греческому оригиналу (древнейший список – Российский государственный архив древних актов, первая половина XIV в.): ученики Милия – Еворий поп и Севой диакон; местом епископского служения Милия назван «град Еддигон», а Мисфофарь «цесарский» стал цесаревичем. Эта проложная память вошла в состав Великих Миней Четьих митрополита Макария под 13 ноября. Ещё один славянский перевод сказания о Милии из греческой Минеи был выполнен при создании южнославянскими книжниками стишного «Пролога» в XIV в. и находится здесь, как и в Минее, под 10 ноября. Исследователи отмечают, что перевод буквальный, повторяет все сведения Минеи (в том числе искажения, например, о рукоположении Милия епископом Геннадием, а не Гадиабом). В состав Великих Миней Четьих это сказание из стишного «Пролога» не включено ни под 10, ни под 13 ноября. В Четьях Минеях Ростовского митрополита Димитрия память Милия также не значится. В то же время в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского» под 10 ноября находится сказание на основе греческой Минеи с добавлением сведений из сирийского Мученичества (с более правильной транскрипцией имен и т.п.). Одно из редких изображений Милия помещено на миниатюре из «Минология императора Василия II» (первая четверть XI в.) – седовласый епископ, в фелони, с омофором, воздевая молитвенно руки (орант), падает от вонзённого ему в грудь палачом меча. Тут же, слева, показана мученическая кончина двух учеников Милия, которых забивают дубинами; один из них молод, безбород, в диаконском стихаре, другой – темноволосый молодой человек с короткой бородой, в хитоне и гиматии. В греческих и русских иконописных подлинниках имя святого упоминается под 10 ноября со скупой информацией о том, что Милий пострадал «с двоими учениками за Христа». Рекомендации к описанию его облика появляются только в составленном академиком Виктором Доримедонтовичем Фартусовым «Руководстве к писанию икон»: «...Типа персидского. В подлинниках не сказано о подобии его; по описанию же жития его не видно, стар он или молод, – поэтому лучше писать его почтенных лет, с проседью, со средней величины бородой; в фелони и омофоре».

 



 
PR-CY.ru