МИЛИЙ, Милес

МИЛИЙ, Милес (ум. в 341 г.) – епископ Сузский, священномученик Персидский (память 10 ноября). Первоначально «Мученичество Милия» было написано на сирийском языке и вошло в собрание «Актов сирийских мучеников», составление которого традиционно атрибутируется Маруфу, епископу Майферкатскому (Мартиропольскому; ум. после 410 г.). Первое издание сирийского Мученичества было осуществлено Стефаном Эводием Ассемани в 1748 г. по нескольким рукописям из библиотеки Ватикана (IX в.), второе – в 1891 г. Полем Беджаном, который использовал текст С.Э. Ассемани и поздний список из Марбургской библиотеки (1879 г.), сделанный с рукописи VII–VIII вв. Также были выполнены полные переводы сирийского Мученичества на греческий (в настоящее время утрачен) и армянский языки. Левон Акопович Тер-Петросян показал, что существует два армянских перевода Мученичества: один выполнен с сирийского, другой – с греческого языка. Перевод с сирийского языка, осуществлённый в V в. Авраамом Зенакским в рамках перевода сборника Маруфа Майферкатского, сохранился в рукописях XII в. и 1185–1188 гг. Матенадарана имени Месропа Мештоца и был подготовлен к изданию Григорием Кареновичем Тер-Мкртчяном (опубликовано посмертно в 1921 г.); предисловие сирийского Мученичества было подвергнуто переработке и сокращено; окончание текста утрачено. Второй армянский перевод, восходящий к греческой версии, содержится в нескольких поздних списках, древнейший из которых датируется 1224 г. На этом основании, а также исходя из особенностей языка Г.К. Тер-Петросян датировал этот перевод периодом не раньше IX в. и не позднее XII в. (перевод публиковался в 1813 и 1874 гг.). Эту версию исследователи считают более краткой и значительно отличающейся от сирийского оригинала и его армянского перевода. Согласно сирийскому Мученичеству, Милий родился в области Разик (Рай; близ современного Тегерана), в юности ему было поручено служить при дворе персидского правителя, но затем он посвятил себя Богу (этот эпизод интерпретируется как обращение из зороастризма в христианство), пребывал в телесной непорочности и проводил дни и ночи в молитве и посте. Милий покинул город Бет-Лапат (область Хузистан) и переселился в Элам, расположенный недалеко от города Шуш (античные Сузы). Там в частных и публичных беседах он укреплял жителей в добродетели и старался отвратить от пороков, пребывая в трудах и претерпевая поношения. Милий был рукоположён во епископа Суз Гадиабом, епископом Бет-Лапата (см. ст. Гадиаб и Сабино). Три года епископ провёл в непрестанной заботе об обращении язычников в христианство, мужественно переносил оскорбления с их стороны, но полуживой от побоев, был изгнан жителями Суз из города. Видя, что они не желают отвратиться от идолопоклонства, а, напротив, ещё больше укрепляются в нём, Милий решил не возвращаться в город. Уходя, он предрёк Сузам скорую кару Божью за то, что они уклонились от истинной веры, и полное разрушение. Спустя три месяца персидский правитель, узнав о заговоре городской знати Суз против верховной власти, направил туда большое войско, сопровождаемое 300 слонами, которое уничтожило всё население Суз, а сам город разрушило до основания. Милий, взяв с собой лишь Евангелие, отправился в Иерусалим, а оттуда – в Александрию, чтобы встретиться с преподобным Аммоном, учеником преподобного Антония Великого.

 



 
PR-CY.ru