МИЛИЙ, Милес - Страница 4

В средневековых западно-сирийских Минологиях память Милия исследователи встречают под 26 мая. В «Мартирологе Раббана Слибы» (конец XIII – начало XIV вв.) Милий с учениками поминается под 13 ноября, кроме того, под 15 декабря указана память одноимённого мученика, пострадавшего в 733 г. (по селевкидской эре (?) – 421/422 г.), а под 16 октября – память мученика Мала, которого П. Петерс отождествил с Милием, хотя в византийской традиции под этим же числом совершается память преподобного Мала. В средневековом армянском Синаксаре Тер-Исраэла сказание о Милии и двух его учениках помещено под 4 тре (12 ноября). Эпизод о наказании двух братьев, которые убили Милия, практически полностью соответствует преданию о преподобном Милисии (см. в ст. Милл) из сборника «Apophthegmata Patrum», которое также повторяется в копто-арабском Синаксаре (XIII–XIV вв.) под 28 бармуда (23 апреля). Здесь говорится о том, что святой провёл всю свою жизнь в пещерах и горах Хорасана и имел двух учеников, не названных по имени. По мнению Жерома Лабура, в лице Милия произошло слияние двух персонажей – епископа и монаха, и только первого из них можно считать историческим лицом. С.Э. Ассемани предположил, что память Милия могла попасть в копто-арабский Синаксарь в искажённом виде под 10 амшира (4 февраля), когда поминается Фил (Нил), епископ Персидский, который пострадал при персидском шахе за то, что не поклонился огню и солнцу (после многочисленных пыток он был усечён мечом). Евсевий Кесарийский в панегирике «Жизнь Константина» рассказывает, что среди участников торжественного освящения храма Гроба Господня в Иерусалиме в сентябре 335 г. был персидский епископ, глубоко знавший Священное Писание (исследователи полагают, что речь идёт о Милии). Рассказ о мученической кончине Милия содержится в «Церковной истории» Созомена, где она датируется периодом гонений персидского шаха Шапура II и описывается на основе сирийского Мученичества. По мнению Артура Выыбуса, Созомен пользовался ныне утраченным греческим переводом Мученичества, который, таким образом, уже существовал в V в. Однако исследователи отмечают, что в «Церковной истории» говорится о том, что вначале Милий служил в персидской армии, а затем, оставив военную службу, стал вести «апостольскую жизнь». Как видно исследователям из армянского перевода греческой версии «Мученичества Милия», эта деталь, очевидно, восходит к неверной интерпретации греческим переводчиком сирийского текста. Исследователи отмечают, что в византийских Синаксарях сказания о Милии и его учениках основаны на сирийском Мученичестве святого, однако имеют некоторые отличия и неточности, возникшие по вине переводчика: так, в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) память Милия и его учеников, названных Евором, Папой и Сеноем, отмечена под 13 ноября.

 



 
PR-CY.ru