МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна - Страница 5

Не позднее начала 1730 гг. в старообрядческом Выголексинском общежительстве была создана Краткая, риторически украшенная редакция Жития, затем несколько переработанная при составлении Семёном Денисовым (см. в ст. Денисовы) «Винограда Российского» (1730–1733 гг.). Распространение в рукописных списках Жития Ф.П. Морозовой свидетельствует о широте её почитания старообрядцами. А.И. Мазунин выявил 14 списков Пространной редакции, 12 списков Сокращённой редакции и 12 списков Краткой редакции (не считая многочисленных списков «Винограда Российского»), относящихся к концу XVII – началу XX вв. Помимо нескольких лицевых списков Жития исследователям известна настенная рисованная картинка «Описание лицевое Жития Феодосии Прокопиевны Морозовой» (аналогичный лист посвящён Житию протопопа Аввакума Петрова), созданная в Москве в начале XIX в. в старообрядческой мастерской М.В. Григорьева. В начале XX в. старообрядцы Белокринцкой иерархии подняли вопрос о прославлении старообрядческих мучеников, в том числе Ф.П. Морозовой и её соузниц. 30 августа 1909 г. Освященный собор постановил собрать и изучить все сведения, относящиеся к «мученикам за древнее церковное благочестие». В Совете при Московской архиепископии это поручение исполняли Нижегородский епископ Иннокентий (Усов) и Фёдор Ефимович Мельников. Соборы 1911 и 1912 гг. заслушали доклады о ходе работы. 31 мая 1917 г. Освященный собор епископов постановил «старообрядческих мучеников прославить и описать их жития». Вызвал обсуждение вопрос: совершать службы этим святым мученикам по Общей Минее или следует составить каждому из них особую службу. Вопрос был поставлен на голосование, большинство участников Собора высказались за составление особых служб. Сохранившийся сборник «Службы и жития святых старообрядческих мученик, пострадавших в XVII столетии» (Машинопись с авторской правкой, 1920 гг., частное собрание) включает написанные епископом Иннокентием (Усовым) «Службы святым мученикам и исповедникам, иже за древнее благочестие пострадавшим» и краткие «Жития святых мученик и исповедник, иже за древнее благочестие пострадавших». В качестве основы своего труда епископ Иннокентий (Усов) избрал «Виноград Российский», причём житийные повествования и службы сборника по информативности не превосходят соответствующие главы выговского памятника. В этом сборнике епископа Иннокентия (Усова) память боровских узниц приурочена к 11 сентября («Месяца септеврия в 11 день, святых великомучениц и исповедниц Феодосии, нареченныя во инокинех Феодоры, и Евдокии, сестры ея, и с ними инокини Иустины и Марии, иже в Боровске пострадавших»). Эта память повторяется в современных календарях Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). В 1912 г. был создан Комитет по сооружению памятника на месте погребения Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой, в который входили Павел Павлович Рябушинский, Михаил Иванович Бриллиантов, Арсений Иванович Морозов и др., однако строительство не состоялось. Идея была возобновлена в 2000 г. решением 1(19) Учредительного Всероссийского съезда старообрядцев Русской православной старообрядческой церкви: в 2002–2005 гг. на месте захоронения Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой была воздвигнута мемориальная часовня по проекту новосибирского архитектора Александра Петровича Долнакова.



 
PR-CY.ru