МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна

МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна, в иночестве Феодора (1632–1675 гг.) – боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества. Основным источником сведений о её жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное её старшим братом Фёдором Соковниным (авторство доказано Натальей Владимировной Понырко). Родилась в семье московского дворянина Прокопия Фёдоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урождённой Наумовой). П.Ф. Соковнин (ум. в 1662 г.) первоначально служил воеводой в отдалённых городах: на Мезени и в Кевроле (1624–1626 гг.), в Енисейске (1634–1636 гг.), в 1631–1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в январе 1648 г. шёл за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650–1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654–1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П.Ф. Соковнина добился ещё больших успехов: стольник (1648–1669 гг.), дворецкий царицы (1669 г.), думный дворянин (1670 г.), окольничий (1676–1682 гг.), боярин (с 1682 г.). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649 г.) старшей дочери П.Ф. Соковнина Феодосии с боярином Глебом Ивановичем Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Бориса Ивановича Морозова (около 1590/около 1600? г. – 1661 г.), который был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (вторым браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников Ф.П. Морозовой к высшим придворным кругам и её самой к придворной элите не смогла поколебать твердости в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к её оппозиционным настроениям. В 1650 г. Ф.П. Морозова родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.И. Морозова, который умер бездетным. После смерти Г.И. Морозова в 1662 г. дом Ф.П. Морозовой в Георгиевском приходе к северу от Кремля стал прибежищем сторонников «старой веры». С весны до 22 августа 1664 г. здесь жил вернувшийся из сибирской ссылки протопоп Аввакум Петров. Некоторое время проживали юродивый Киприан и духовный сын протопопа Аввакума Петрова юродивый Феодор, с которым у Ф.П. Морозовой вышел конфликт. В 1664 г. здесь жил юродивый Афанасий (в иночестве Авраамий), старообрядческий писатель, автор историко-полемического сочинения «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения». Вместе с сестрой княгиней Евдокией Прокопьевной Урусовой Ф.П. Морозова стала духовной дочерью протопопа Аввакума Петрова. Приверженность Ф.П. Морозовой «старой вере» основывалась не только на круге её общения, но и на её грамотности и начитанности. По свидетельству Жития, Б.И. Морозов любил беседовать со своей снохой: «И седящи на мног час, беседоваху духовная словеса. И провождающи ю, глаголаше: “Днесь насладихся паче меда и сота словес твоих душеполезных”».

 



 
PR-CY.ru