МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна - Страница 4

На основании свидетельств современников исследователи судят о том, что Ф.П. Морозова была начитана в богословской литературе, находилась в гуще ожесточённых споров старообрядцев с приверженцами реформы. «Прилежаще бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских и апостольских... Многими деньми со мною беседующе и разсуждающе о душевном спасении»,- писал протопоп Аввакум («Библиотека литературы Древней Руси», 2013 г.). Из послания инока Авраамия «к некоей дщери Христове» явствует, что Ф.П. Морозова, «сама исполнена благоразумия полезных словес», вопрошала Авраамия «о всяких тайнах», связанных со взглядами приверженцев старины. По упоминаниям современников исследователи предполагают, что Ф.П. Морозова была адресатом посланий многих деятелей раннего старообрядчества и, по-видимому, много писала сама. Из эпистолярного наследия Ф.П. Морозовой сохранилась часть её переписки с протопопом Аввакумом Петровым 1669–1670 гг., которая попала в руки властей и отложилась в фонде Тайного приказа (личной канцелярии царя Алексея Михайловича): четыре письма протопопа Аввакума Петрова из Пустозёрска, два письма Ф.П. Морозовой протопопу Аввакуму Петрову в Пустозёрск и одно – его жене Анастасии Марковне на Мезень, датируемые 1669 г. (одно письмо протопопу Аввакуму Петрову написано собственноручно, два других – под диктовку, но в письме к Анастасии Марковне Ф.П. Морозова сделала приписку). По мнению исследователей, в посланиях Ф.П. Морозовой нет рассуждений по догматическим и вероисповедным вопросам. Это письма хозяйки, матери, сокрушающейся «в суетах мирских и душевных печалех». В письмах, написанных до ареста Ф.П. Морозовой, речь идёт о её ссоре с юродивым Фёдором («лукав есть и зело злокознен»), о посылке боярыней денег, содержится просьба о благословении на возможную женитьбу сына. Письма и Ф.П. Морозовой и протопопа Аввакума Петрова 1669–1670 гг. исследователи считают образцами частной переписки. Иной характер имеют два письма протопопа Аввакума Петрова Ф.П. Морозовой и её соузницам княгине Е.П. Урусовой и М.Г. Даниловой: одно письмо 1672 – начала 1673 гг. в Москву, другое – второй половины 1673 – 1675 гг. в Боровск. Автор укрепляет страдалиц в вере и в намерении пострадать за свои убеждения, уже в первом письме называя их «новыми исповедницами Христовыми» («Библиотека литературы Древней Руси», 2013 г.). Эти послания, касающиеся вероисповедных вопросов, были сохранены старообрядцами и распространялись позже в списках. Такое же большое значение имело и другое сочинение Аввакума Петрова – «О трёх исповедницах слово плачевное», панегирик, ставший откликом автора на известие о смерти боровских узниц. Вместе с тем в тексте содержатся ценные свидетельства современника-очевидца о жизни и стоянии за веру московской боярыни. Как установил А.И Мазунин, Житие Ф.П. Морозовой дошло в трёх редакциях – Пространной, Сокращённой и Краткой. Из них самой ранней и наиболее близкой к авторскому тексту, созданному вскоре после смерти боровских узниц (между 1675 г. и второй половиной 1677 г.), исследователи считают Пространную редакцию. Скорее всего, в начале XVIII в. была составлена Сокращённая редакция: из неё устранены упоминания о ряде лиц и ситуаций, описанных в Пространной редакции.

 



 
PR-CY.ru