МАТФЕЙ - Страница 6

Ко второй половине XIX – началу XX вв. относятся изображения Матфея, выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы Матфея и преподобного Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры южной части западного крыла, в нижнем ряду (1870 гг., художник Кирилл Антонович Горбунов). В росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (конец 1860 – 1870 гг., поновлена в 1970 гг., около 2010 г.; художники – иеродиаконы Паисий и Анатолий), Матфей входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской церкви Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под руководством Ивана Сидоровича Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Фёдором Зотиковичем Коновалюком, парные образы Матфея и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в западной части храма. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (две в ризнице Троице-Сергиевой лавры) и на списках иконописцев конца XX – начала XXI вв. (храм Христа Спасителя, церковь святителя Николая в Клённиках и др.) образ Матфея показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (Киев, 1638 г.) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя ещё одного Матфея: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание исследователям неизвестно. Однако существование двух преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c конца XVII – начала XVIII вв. Каждый из преподобных занял своё неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным исследователи считают то, что в иерархии изображений образу второму Матфею отведено более важное место, нежели первому. Он показан в четвёртом снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илиёй Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («п. Матфей» – например, на гравюре Белецкого, 1756 г., Российская государственная библиотека; на иконе первой трети XIX в., Кирилло-Белозерский музей-заповедник). Вариант извода – на иконе первой половины XIX в. (Центральный музей имени Андрея Рублёва): последним в ряду изображён преподобный Лука, перед ним Матфей, образ преподобного Григория отсутствует, остальные без изменений. В конце XIX в. исследователи встречают примеры замены образа Матфея образом другого святого, например, на литографии 1893 г. (Государственный литературный музей) вместо Матфея представлен преподобный Савва.



 
PR-CY.ru