МАТФЕЙ - Страница 3

Описание облика Матфея содержится в нескольких иконописных подлинниках конца XVIII – XIX вв. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (так называемом Клинцовском подлиннике). Почитание святого с домонгольского времени и местонахождение его мощей в Ближних (Антониевых) пещерах лавры позволили составителю подлинника уподобить его облик облику преподобного Антония: «Сед, брада Антониева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелень, правою рукою держит за ризу, левую прижал к сердцу» (конец XVIII в., Библиотека Академии Наук). В подлиннике из собрания Михаила Петровича Погодина в описании Матфея под 5 октября дано следующее описание: «Подобием стар, изчерна сед, брада аки Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу» (1820 гг., Российская национальная библиотека). В пособии для иконописцев 1910 г., составленном академиком Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, отмечено, что Матфей – «глубокий старец русскаго типа, прозорливый, с большой, широкой, седой с черноватостью бородой; лицом худощав; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. В руке можно писать хартию с изречением: “Возлюбленне брате, сиди в келлии, воспоминая Бога присно и молися о гресех своих”». Одно из ранних изображений Матфея представлено в лицевой рукописи конца XV в., включающей текст «Повести временных лет…», так называемой Радзивиловской летописи (Библиотека Академии Наук). На миниатюре на листе 100 проиллюстрирован рассказ о втором видении старца, узревшего толпу бесов, один из которых восседал верхом на свинье. Матфей (без нимба) изображён в левой части миниатюры на фоне архитектурной колонки, обозначающей его келью. Перед ним на фоне лещадок фигуры пятерых бесов, идущих от архитектурной колонки справа в направлении старца, наделённый крыльями бес показан сидящим на свинье. Матфей представлен в рост, в повороте вправо на три четверти, голова – фронтально, перстом опущенной правой руки повелительно указывает на землю, левая – поднесена к голове (вероятно, защитительный жест). Монашеские одежды святого составляют охристая ряса, коричневая мантия и такого же цвета схима, голова не покрыта; возраст святого определяется как преклонный благодаря седым, слегка вьющимся волосам, оставляющим открытой большую проплешину надо лбом, и короткой клиновидной бороде, разделённой на три «космочки». Вторая миниатюра иллюстрирует третье видение старца, узревшего осла на месте игумена. Действие показано в храме во время богослужения (монах и певчие), в центре стоит Матфей с указующим перстом правой руки, перед ним рядом с группой монахов осёл. На выполненной мастером монахом Илиёй в 1656 г. ксилографии из цикла гравюр для первого издания «Киево-Печерского патерика» единоличное изображение Матфея с двумя житийными сценами на том же листе предваряет текст Жития святого («Патерик, или Отечник, Печерский». Киев, 1661 г.). Преподобный изображён в рост, в развороте вправо, правая рука протянута вперёд в жесте моления, левая приложена к груди; вверху – небесный сегмент с лучами; на пейзажном фоне с горками и деревом позади Матфея слева показана пещерная келья святого, за ней виден храм. Внизу в двух клеймах проиллюстрированы эпизоды видений.

 



 
PR-CY.ru