МАТФЕЙ - Страница 2

Поначалу Матфей не придал особого значения увиденному. Только спустя время он обеспокоился судьбой брата и отправил к нему своего келейника, который узнал, что Михаль после заутрени бежал из обители. Третье видение, как и первое, произошло во время утренней службы в монастырском соборе. На месте игумена преподобного Никона старец увидел осла и «разуме, яко не встал есть игумен». Отношение к этому рассказу не было однозначным, он не включён в Кассиановские редакции Киево-Печерского патерика (1460 и 1462 гг.). Вероятно, по этой причине повествование о Матфее отсутствует в Арсеньевской редакции памятника. Исследователи полагают, что составители исходили из того, что рассказ о третьем видении Матфея оскорбляет память игумена Никона (ср.: в Феодосьевской редакции: «Стоящю ему на заутренеи, возрев, виде беса, на игумене месте стояща…»). Между тем в Житии преподобного Феодосия Печерского (конец XI в. или начало XII в.) преподобный Нестор называет Никона великим и уподобляет его одному из трёх светил (наряду с Антонием и Феодосием), стоявших у истоков Киево-Печерской обители. В историографии также утвердилось мнение, что рассказ, в котором преподобный Никон изображён в виде ленивого и упрямого животного, оскорбляет его память (Михаил Дмитриевич Присёлков, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Надежда Ильинична Милютенко и др.). Однако образ осла может трактоваться и как символ перехода от жизни земной к жизни вечной. Такая интерпретация образа восходит, как полагают исследователи, к древнеиндийскому почитанию осла как божества смерти. Видение исследователи готовы интерпретировать как знамение скорой кончины настоятеля, о которой Матфей (как и положено прозорливцу) был извещён раньше всех в монастыре. Время жизни Матфея в обители исследователи относят к середине – концу XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (Матфей) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» («Повесть временных лет…»). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство преподобного Стефана приходится на 1074 – 1077/1078 гг., преподобного Никона – на 1077/1078 – 1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения Матфея 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Исследователи полагают, что если рассматривать третье видение как знамение скорого преставления игумена Никона (1088 г.), то кончину Матфея можно отнести ко времени после 1088 г. Матфей с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами преподобного Иеремии Прозорливого. Около 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где Матфей прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во втором тропаре третьей песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определён день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.

 



 
PR-CY.ru