МАТФЕЙ

МАТФЕЙ (ум. не раньше 1077/1078 г. – после 1088 г.) – Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый, преподобный (память 5 октября, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших). Сведения о Матфее содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое помещено в «Повести временных лет…» под 6682 (1074) г. (начало: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий»), и в «Киево-Печерском патерике» (в Арсеньевской редакции рассказ о Матфее опущен). Летописный вариант рассказа является изначальным: сравнение двух версий показало исследователям, что сказание было извлечено из «Повести временных лет…» и внесено в «Киево-Печерский патерик» без каких-либо существенных изменений. Вместе с посланиями Владимиро-Суздальского епископа Симеона и киево-печерского инока Поликарпа оно составило основу патерика, который впоследствии продолжал пополняться агиографическими и летописными текстами преимущественно печерского происхождения. У исследователей есть основания полагать, что краткий рассказ о Матфее входил в состав не дошедшего до нас древнего Жития преподобного Антония Печерского (конец XI в.). На это указывают слова Поликарпа, который в рассказе «О блаженем Агапите лечци» (начало 1230 гг.), обращаясь к киево-печерскому архимандриту преподобному Акиндину, пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце». Исследователи отмечают, что повествование о старце Матфее, наделённом даром прозорливости, представляет собой описание трёх его чудесных видений. Первое произошло во время богослужения в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра). Старец увидел беса в образе поляка («ляха»), который ходил между монахами и бросал на них цветки; те, к кому цветки приставали, начинали дремать, а затем под каким-нибудь предлогом покидали церковь, уходили в кельи и засыпали; те же, от кого они отпадали, оставались в храме до завершения службы. Данный сюжет не имеет аналогов в христианской агиографии. Схожий мотив испытания духовной чистоты и крепости с помощью цветов содержится в одной из популярных буддийских сутр («Вималакирти нирдеша сутра»), первоначально написанной на санскрите в I–II вв. В китайском переводе этой сутры («Веймоцзе со шо цзин») написано: «И была среди нас Небесная Дева, сыплющая цветы. Она раскидывала их среди святых – и все цветы падали на землю. Когда же она стала бросать их на учеников, то цветы пристали к ним и уже не падали. Небесная Дева сказала тогда: “Земные привязанности, овладевшие вами, ещё живут, вот почему цветы к вам пристали. Они не пристают только к тому, у кого привязанности к земле совсем исчезли”». Второе видение случилось, когда Матфей отдыхал после заутрени, сидя под монастырским билом. Его взору предстала идущая от ворот толпа во главе с бесом верхом на свинье. На вопрос старца, куда они идут, бес ответил: «За Михалем Тольбековичем».

 



 
PR-CY.ru