МЕРКУРИЙ - Страница 4

К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в том числе с характерным жестом Меркурия, исследователи относят иконы: второй половины XVIII в. из Киево-Печерской лавры (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник); последней трети XVIII в. (1771 (г.?), Иркутский объединённый художественный музей); XVIII в. (в среднике трёхстворчатого складня, створки XIX в., Центральный музей имени Андрея Рублёва); первой трети XIX в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник); второй половины XIX в. из посада Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии (ныне город Брянской области; собрание Феликса Романович Комарова) и др. На иконе середины XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у других архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе первой половины XIX (Центральный музей имени Андрея Рублёва) правая рука Меркурия в молении (жест орации). Образ Меркурия узнаваем и при отсутствии надписи, в том числе благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), например, на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка второй половины XIX в., Центральный музей имени Андрея Рублёва). В составе избранных святых Меркурий представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 1830–1840 гг. (собрание Феликса Романовича Комарова), выполненной, по мнению И.В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения святых мощей. Изображение святого епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего четыре), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным Меркурию является образ священномученика Автонома, епископа Вифинского. Исследователи полагают, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку Меркурий изображён в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой благословляет, опущенная левая отведена в сторону. В монументальной живописи изображение Меркурия исследователи встречают в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, конец 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг. около 2010 г.): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ Меркурия был включён в программу декора 1870 гг. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное художником Дмитрием Никифоровичем Мартыновым, находилось на пилястре южной части западного крыла собора (первоначальные материалы не сохранились, выполнено по новому эскизу Александра Викторовича Чарина, Александра Леонидовича Иванова и Александра Валентиновича Чувина, 1990 гг.). Исследователи полагают, что Меркурий – один из пяти святителей, изображённых при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900–1902 гг. (мастер Владимир Сонин).



 
PR-CY.ru