МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ – епископ Смоленский (?), священномученик (память 7 августа; 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля – в Соборе Смоленских святых). Меркурий не упоминается не только в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 1230 гг. – «Киево-Печерском патерике», «Повести временных лет…» (см. Летописание) и «Житии преподобного Феодосия Печерского», но и ни в одном древнерусском источнике, включая летописи. В летописных списках Смоленских епископов (XV–XVI вв.) он также не указан (см., например, «Полное собрание русских летописей», том 9, том 18). Согласно монастырскому преданию, после кончины Меркурия в Смоленске его тело чудесным образом приплыло к Киево-Печерскому монастырю по Днепру. В службе преподобным Ближних пещер Меркурий прославляется в седьмом тропаре шестой песни канона: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей Начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных Печерских, темже по смерти чудотворне приплы в кладе (колоде, гробу), и в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными во славе вечной». Впервые сообщение о находящемся в пещерах Киево-Печерского монастыря некоем нетленном теле, которое приплыло вниз по Днепру из Смоленска и пристало к берегу под стенами Киево-Печерского монастыря, исследователи встречают в 1594 г. в «Дневнике» австрийского дипломата Эриха Лясоты фон Штеблау (когда эти мощи были отождествлены с Меркурием, для исследователей остаётся неизвестным). Меркурий не упоминается в «Тератургиме» монаха Афанасия (Кальнофойского; Киев, 1638 г.), в перечне святых, чьи мощи находятся в Киево-Печерских пещерах, а также не указан в составленном по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) около 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг (хотя там перечисляется целый ряд почивающих в киевских пещерах церковных иерархов). Впервые мощи Меркурия были указаны на планах Ближних пещер 1744–1769 гг. Затруднения в отождествлении Меркурия с одним из исторических лиц в XIX в. приводили к тому, что интерпретации и домыслы некоторых авторов нередко выдавались ими как установленные исторические факты. В «Истории российской иерархии» (1807 г.) Меркурий был указан шестым Смоленским епископом после Симеона, упоминаемого в летописи под 1197 г. («Институт русской истории», том 1; «Полное собрание русских летописей», том 2); в «Словаре историческом русских святых» (1836 г.) также отмечалось, что «когда (Меркурий) хиротонисан, неизвестно», но «он был преемником епископа Смоленского Симона, о котором говорится, что в 1097 г. (правильно в 1197 г.) погребал он князя Смоленского Давида Ростиславича; следственно, Меркурий жил в XII столетии». Между тем и по летописным данным, и по списку-помяннику Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (Исторический музей, около 1518 г.) преемником Симеона был Игнатий, Меркурий в помяннике не упоминается.

 



 
PR-CY.ru