МЕРКУРИЙ - Страница 3

Описание облика Меркурия в составе Собора Киево-Печерских святых (все без даты памяти) приведено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (так называемом Клинцовском подлиннике): «Сед, брада кудревата до персей, мало продолговата, власы с ушей, в шапке и во амфоре, риза: мантия со источники, багор темен, испод празелень» (конец XVIII в.; Библиотека Академии Наук); больше нигде не встречается. В Ближних (Антониевых) пещерах находится икона с единоличным образом Меркурия. Она помещена в киот на стене рядом с местом захоронения Меркурия, которое расположено на закрытом участке пещер (так называемом участке Меркурия). Икона написана масляными красками по металлу киевским мастером около середины XIX в. Святой представлен фронтально в рост, его облачение составляют ряса, архиерейская мантия красного цвета со скрижалями и потоками, поверх неё – омофор, на голове митра; Меркурий – муж преклонных лет, благообразный, с правильными чертами лица, волосы седые, вьющиеся, средней длины клиновидная борода разделена на конце на две «космочки»; правой рукой именословно благословляет, в левой держит жезл (без сулока). К наиболее ранним исследователи относят изображения Меркурия в композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование которой было инициировано процессом соборной канонизации печерских чудотворцев во второй половине XVII в. Меркурий находится в левой группе преподобных, почивающих в Ближних пещерах, и в соответствии с иерархией церковного сана его фигура занимает место в первом ряду «пятерицы», во главе с преподобным Антонием Киево-Печерским (Меркурий предпоследний, перед ним святые Михаил, митрополит Киевский, и Симеон, епископ Суздальский, за ним Ефрем, епископ Переяславский). Как и другие иерархи (кроме митрополита Михаила), Меркурий изображён в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения Меркурия в данной композиции исследователи называют жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа Меркурия, исследователи считают постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до конца XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с первой половины XVIII в.: например, на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751 г.; 1756 г. – Российская государственная библиотека); на гравюре почаевского мастера второй половины XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/1774 гг. работы Иоанна Кончаковского и её копии 1821 г. работы Герасима Проценко. Исследователи полагают, что изменения в иконографии святого появляются в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (Государственный литературный музей) у Меркурия оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у других архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах первой трети и первой четверти XIX в. (Государственный литературный музей, Российская государственная библиотека) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (Российская государственная библиотека) правая рука Меркурия лежит на ладони левой и т.д.

 



 
PR-CY.ru