МАРТИРИЙ - Страница 4

Но чаще такие мартирии лишены апсиды, и их периметр целиком (или, по крайней мере, по осям здания) равноудалён от центра; в редких случаях археологически засвидетельствован престол в центре мартирия. Погребение святого может находиться как под полом мартирия, так и в стоящем в мартирии саркофаге. Все вышеописанные аспекты мартирия-пристройки актуальны и для отдельно стоящих мартириев, почти всегда центрической формы. Первые примеры такого артирия – константиновские ротонды Воскресения («Анастасис») над гробом Иисуса Христа и над местом Его вознесения («Имбомон») на Елеонской горе в Иерусалиме. В первом случае ротонда-мартирий составляла единый комплекс с базиликой, называвшейся «Мартирием». Отдельно стоящие мартирии (иногда соединённые с апсидой) могут иметь формы ротонды, октагона, гексагона, креста (первый пример – мартирий святого Вавилы близ Антиохии, третья четверть IV в.), три-, тетра- и поликонха или соединения этих форм (например, Гроб Богородицы в Иерусалиме – октагон с круглой колоннадой внутри). Исследователям известны также комбинации центрической и базиликальной схем (храмы: апостола Иоанна в Эфесе; Калъат-Симъан; святых Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе). Во многих случаях исследователям неясно, является ли центрический храм мартирием. Так, в Апостолейоне в Константинополе времени императора Константина Великого, несмотря на присутствие памятных знаков («стел») 12 апостолов, центральным памятным местом была гробница императора; этот замысел нарушило перенесение сюда в 357–358 гг. императором Констанцием II мощей апостолов Андрея, Луки и Тимофея, что впоследствии привело к перемещению императорских погребений из храма в мавзолеи при нём. Исследователям известны случаи совмещения мартирия с другим церковным зданием (например, мартирий-баптистерий святого Иакова в Нисибине). Надписи показывают, что строительство мартирия могло быть инициативой как епископа и городской общины, так и частных лиц. Большинство мартириев построено над гробницами святых; мартирии над памятными местами характерны преимущественно для Палестины. Присутствие мощей или иных реликвий в храмах стало со второй половины IV в. весьма распространённым явлением, что привело к сближению мартириев с соборными и приходскими храмами. В Константинополе и в некоторых других городах храмы стали освящать посредством внесения туда мощей: на седьмом Вселенском Соборе (787 г.) эта практика была признана общеобязательной. После освящения мощи или их часть помещали под престол храма или вкладывали в него, что превратило почти все церкви в подобие мартирия. Доминирование центрического плана в храмоздании средневизантийской эпохи окончательно стёрло различие между мартириями и другими типами церквей.



 
PR-CY.ru